Обряды, обычаи и традиции Узбекистана

Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Традиции и Обряды"

Узбекистан: Обряды и Традиции в Самарканде

узбекские и таджикские народные традиции, обряды и обычаи

 

Улак - игра богатырей
(С) Рустам Мирзаев, www.rustammirzaev.com

Улак в Самарканде

УЛАК, старинная конная спортивная игра, у узбеков не менее популярна, чем у испанцев их национальное увлечение - коррида. То и другое зрелища всегда собирают тысячи людей и вызывают бурное кипение страстей.

Цель игры состоит в умении отобрать у соперников тушу козла и первым доставить ее до финиша. Успех приносит острый ум, богатырская сила, ловкость, способность держаться в седле и ощутить себя единым целым с конем.

Человек, никогда не видевший улак, не в силах представить стремительность и напряженность разворачивающейся на просторном поле борьбы. Всадники то мчатся лавиной за одним из игроков, то, окружив его, превращаются в живой, вьющийся, подобно смерчу, клубок из храпящих конских морд, мелькающих копыт и человеческих фигур, вцепившихся руками в объект притязаний - тушу козла. Новичков, впервые наблюдающих за улаком, потрясает накал борьбы игроков и бурное проявление эмоций болельщиками.

Улак самый распространенный и популярный вид конного спорта не только у узбеков, но и у соседних народов - казахов, киргизов, афганцев, таджиков, каракалпаков… Каждый народ эту игру именует по-своему, но несмотря на некоторые различия суть ее одна и та же. Узбеки наряду со словом "улак" для обозначения игры употребляют еще и наименование "купкари" - в буквальном переводе "дело многих людей". В русском языке игра называется козлодранием.

"... Состязание еще не началось, и участники нетерпеливо горяча коней, то описывали круги около ставки, то сбивались в кучу, перебрасываясь шутливыми замечаниями. Двенадцать козлов было привязано у палатки. Коп-кари, устраивавшееся местным казием (судья) по поводу свадьбы сына, должно было продолжаться три дня; в палатках, раскинутых вокруг, лежали ткани с халатами, чалмами, тюбетейками и т.п., предназначенными в награду наиболее отличившимся.

Подан, наконец, давно ожидаемый сигнал. Толпа наездников, сталкиваясь и звеня стременами и уздечками, выстроилась перед палаткой Почти все джигиты в одних тюбетейках, без чалм. Халаты заправлены в широкие, стянутые у пояса кожаные шаровары — желтые, красные, расшитые у иных разноцветными шелками. Стремена укорочены до последней возможности, чтобы не закидывалась нога, когда придется нагибаться с седла. Нужно сказать, что у среднеазиатцев нет того перекидного ремня, который связывает стремена наших казаков, и поэтому на длинных стременах джигитовать им нельзя.

Перед строем вывели большого черного козла. Он жалобно блеет, упирается, тряся бородатой головой с длинными скрученными рогами. Блеснуло лезвие ножа. Багровой струей брызнула из перерезанного горла кровь на пожелтевшую чахлую траву. Ближайшие лошади шарахнулись. Все глубже погружается нож в запрокинутую голову козла: вот она отделена совсем. Один из старшин хватает теплую трепещущую тушу и бросает ее под ноги коням.

Наездники сбились в кучу над козлом. Каждый старается с коня достать его, поднять к себе на седло. Держась одной рукой за шею лошади, закинув одну ногу на седло, с нагайками в зубах, висят они с противоположной стороны и почти на самой земле рвут козла. Вот один, другой, третий не удержались в этом трудном положении и слетели с седел. Давка усиливается. Из толпы конных, которые оставались до сих пор только зрителями разыгравшейся перед ними борьбы, отделяются новые бойцы и марш-маршем летят к месту схватки. Крику не слышно: только щелкают нагайки, звенят стремена, да глухо топают кони..."

Сергей Мстиславский "На окраине", 1890 г.

Состязания по улаку приурочиваются к крупным национальным торжествам - Наврузу или празднику урожая, но могут проводиться по случаю семейных торжеств - свадьбы или рождения наследника.

Стремительное возрождение улака в государствах Центральной Азии, как и многих других национальных традиций, произошло с обретением независимости. Активистами этого вида конных состязаний учреждена Международная спортивная федерация, приняты новые правила игры для регламентации международных соревнований, и началось проведение их самих.

В международной федерации уже объединились спортсмены трех десятков государств. Наряду с любителями конного спорта среднеазиатских стран, в нее вошли представители Китая, Пакистана, Турции и даже Франции.

Народы Центральной Азии разводят лошадей не одно тысячелетие. Этим с доисторических времен занимались и предки узбеков. Еще до нашей эры, свидетельствуют хроники, китайские императоры посылали в Ферганскую долину специальные экспедиции за породистыми лошадьми. Древнейшим районом коневодства был и Зеравшанский оазис с такими известными центрами по разведению лошадей, как Самарканд, Ургут, Каттакурган.

Улак в Самарканде

На узбекистанской земле не просто разводили лошадей, но умели отбирать из них самых лучших, знали им цену и гордились такими. Приобрести коня стремился каждый молодой узбек. Когда после покупки приводили коня домой, то брали камень и постукивали им по земле и копыту. Делалось это для того, чтобы копыта лошади были крепкими, как камень, а животное - привязано к хозяину. Существует поверие, что дому, где есть лошади, всегда сопутствует удача и благополучие.

Узбеки разводили карабаирскую, локайскую, тюрскую, арабскую и другие породы лошадей. Самая популярная в стране - карабаирская. Лошадей этой породы с незапамятных времен наши отцы, деды и прадеды отбирали, скрещивали и воспитывали. Среди созданных путем скрещивания разновидностей карабаирской породы - узбекская, мионкальская и ургутская. В результате народной селекции удалось вывести породу исключительной выносливости.

За века сложились приемы не только народной селекции, но и наиболее результативные способы подготовки лошадей к соревнованиям. Для улака животных начинают готовить с 4-5 лет. Полного расцвета своих сил они достигают в семь лет и до 20-25 лет верно исполняют свои обязанности в нелегкой игре.

 

"... — Вон Гассан-бай, — говорит мне сосед, старый, заслуженный аксакал. Я повернул голову — посмотреть на знаменитого «байгача», джигита, сделавшего себе из этой игры профессию. Он не пропускает ни одного большого коп-кари, перекочевывая специально для этого из одной местности в другую и живя на деньги, зарабатываемые им в виде призов.

Как ястреб, описал он широкие круги около той толпы, что сбилась над козлом, неистово работая нагайкой, разгоняя коня. Разогнал, повернул на толпу, гикнул и врезался в нее, опрокидывая тех, что не давали дороги. Пробился к тому месту, где под ногами лошадей крутилась уже порядочно помятая туша козла, осадил коня, высоко поднял руку, исчез на мгновение, опустившись с седла. Ему сразу посчастливилось схватить заднюю ногу козла. Но сосед его быстро повернул коня так, что конская морда пришлась как раз над спиной нагнувшегося Гассана — он не мог попасть обратно в седло. Снова гикнул Гассан, и наезженный, привычный конь с места взял в галоп и снова стал буравить толпу, вынося из нее хозяина. А тот, прижавшись головой к шее коня, бросил поводья и вцепился обеими руками в козла, которого, едва он отделился от земли, уже подхватили несколько рук.

Борьба завязывается не на шутку. Перекидываются через седла джигиты, тащат, что есть силы. Но Гассан оправился, наконец, в седло, перекинул через тушу правую ногу, прижал ее к лошади и вырвался на простор, в степь. За ним с криком полетели другие джигиты.

Громадная толпа конных зрителей медленно повернула туда же. Далеко в степь ускакал Гассан. Большая часть преследователей отстала. Только самые ретивые гонятся еще за ним. Остальные ждут, когда он, описав крут, вернется к палатке, так как по правилам приз получает тот, кто бросит вырванного им козла перед ставкой с почетными гостями. Поэтому самая ожесточенная борьба завязывается обыкновенно недалеко от этой ставки.

И в самом деле, когда победитель повернул, наконец, назад к палатке, со всех сторон полетели на переймы ему свежие наездники. Гассан опять окружен, опять вцепились в козла чуть не десяток рук. Лошади идут полным карьером; два раза переходит из рук в руки козел, и только перед самой палаткой Гассан снова овладевает им и с торжеством бросает перед нами измятый окровавленный трофей.

Получив шелковый халат, он отъезжает в сторону, отирая окровавленными руками с лица пот, и слезает с покрытой пеной лошади, которую передает мальчику-конюху. Ему подают свежую лошадь. А в это время над козлом опять сбилась толпа, и он опять переходит из рук в руки."

Сергей Мстиславский "На окраине", 1890 г.

 

Высокому уровню развития коневодства у народов Центральной Азии своим существованием обязаны и многие другие виды состязаний и спортивных игр. Среди них: чавгон - конный хоккей на траве, кыз-кувди - догони девушку, тенг келув - подхватить на скаку с земли платок, оломон-пойга - скачки на различные дистанции, огдарыш - единоборство всадников, исинди - бой всадников дротиками, султонлар жанги - поединок на саблях, кабахи - поражение цели на скаку стрелой из лука, низаки-нетум - поражение цели копьем, сюр-папах - конный баскетбол, ухин-бурти - игра в мяч с ракеткой. Однако для народов края самой популярной спортивной игрой, развивающей смелость, ловкость силы, выносливость и храбрость, всегда оставался улак.

В наши дни игра в улак существует в трех видах: как спортивные соревнования, состязания в честь общегосударственных, областных или районных праздников и в связи с семейными торжествами. Каждый из видов имеет свои особенности. Но наиболее популярна и зрелищна - именно традиционная, свадебная игра в улак. Ее и стараются посмотреть тысячи и тысячи иностранных туристов.

Свадьбы с улаком назначаются в основном на позднюю осень, зиму или раннюю весну. Народ съезжается на свадьбы не только из ближайшей округи, но и из дальних мест. Всех гостей необходимо разместить и накормить. Без еды и крова не останется даже совершенно случайно оказавшийся в кишлаке человек. К играм заранее готовят не только лошадей, но и жертвенных животных - козлов и бычков. Вес первых при откорме доводится до 40-50 килограммов, вторых - до 60-70. По традиции, в качестве призов выставляют верблюдов, лошадей, быков, коз, баранов, ковры, отрезы тканей, предметы быта... В наши дни призом может быть автомашина, телевизор, другая современная техника. Как символ высокой цены организатор игры иногда выставляет в качестве приза своего сына. По обычаю отец мальчика или другие родственники должны выкупить ребенка обратно.

Перед началом улака, по обычаю предков, гостей созывает глашатай. Он объявляет имя хозяина свадьбы и приглашает всех на плов или шурпу. После завершения трапезы хозяин дома или его сын грузят на повозку или в автомашину подготовленные к игре туши козлов и просит народ благословить состязание. Делает это старейший из аксакалов. Сохранился до наших дней и обычай садиться на лошадь лишь после омовения и молитвы.

Наездники при игре в улак придерживаются обычая и в одежде. На всадника принято надевать широкий чапан из очень плотной ткани. Узкая одежда сковывала бы движения. Правда, имеются и отклонения от обычая: игроков, как и футболистов, стали обозначать номерами. Зато требование надевать вместо брюк широкие и плотные хлопковые шаровары осталось неизменным. На голову надевается папаха, хотя предпочтение уже стали отдавать кожаным шлемам. Ноги обматываются во избежание травм плотной тканью, надеваются сапоги с широкими голенищами. Подошвы сапог толстые - так нога надежнее удерживается в стремени.

Особые требования предъявляются и к экипировке лошадей. Их уздечки во избежание травм участников игры должны быть без металлических украшений, а стремена - гладкими. Не допускаются на поле лошади с подковами на шипах.

После завершения всех приготовлений семья-организатор объявляет начало игры в улак. Местом ее проведения выбирается просторное поле. На расстоянии в полтора километра располагают два финиша - марра. Для верхнего финиша предназначаются крупные призы, для нижнего - поменьше. Марра представляет из себя площадку диаметром до 20 метров. Обозначается она рассыпанной соломой или выкладывается камнями. В этот круг всаднику и необходимо бросить тушу козла. Чьей рукой трофей будет заброшен на круг, тот и считается победителем.

У черты, разделяющей поле для игры надвое, - место главного судьи и его помощников. Они располагаются на специальной трибуне или в кузове автомашины. Отсюда в толпу всадников и бросают тушу козла.

Правила требуют от игроков вести честную борьбу за трофей. По древней традиции игроки торжественно дают такое обещание. Не разрешается наездникам скакать в сторону зрителей, а последним - подавать с земли тушу козла наезднику. Игроку нельзя наезжать лошадью на нагнувшегося наездника. Также запрещено сваливать с лошади захватившего трофей, вырывать трофей со стороны спины игрока. Победа не засчитывается при ряде других нарушений. Хотя в разных местностях правила имеют свои особенности, однако общим для всех является требование мужества, честности, не допущение обмана и плутовства.

Улак в Самарканде

По утвержденным Международной федерацией этого вида спорта правилам спортивные состязания по улаку проводятся по командному принципу. Они проходят на специально подготовленном для игры поле, размеры которого составляют в длину 200 метров, а в ширину 70 метров. На противоположных концах поля имеется два, как в традиционном улаке, финиша - это бетонные сооружения в форме полого конуса высотою 1,2 метра. Нижний внешний диаметр конуса составляет 4,4 метра, верхний - 3,6 метра. Вот в это углубление на всем скаку игрок и должен закинуть тушу козла. Игроки в улак стали его называть той- казаном, или праздничным котлом.

Игра длится 60 минут, состоит из трех периодов по 20 минут каждый. Победа достается той команде, которая сумеет большее число раз забросить тушу козла в той-казан соперника.

Перед началом игры команды с лошадьми выстраиваются в ряд в десятиметровом центральном круге поля и дают клятву вести себя честно, строго следовать правилам игры.

Длится игра без перерыва до тех пор, пока туша козла не будет заброшена в один из той-казанов или пока кто-либо из игроков грубо не нарушит правила. За заброшенную в той-казан тушу насчитываются очки.

При ничейном исходе матча до полуфинала дополнительное время не дается. В этом случае после пятиминутного перерыва предусмотрены свободные броски - буллиты. В полуфинале и финале, если по окончании игры обе команды набирают одинаковое количество очков, судейская бригада определяет 10-минутную дополнительную игру. Она ведется до того момента, пока одна из команд не забросит в той-казан соперника "золотой гол".

Наездник, больше всех забросивший в той-казан туш козлов, считается личным победителем в соревнованиях.

По международным правилам проводятся соревнования на "Кубок дружбы", просто товарищеские встречи между национальными командами. Федерация улака (купкари) Узбекистана применяет названые правила при проведении состязаний на первенство областей и страны. При этих встречах особое внимание уделяется не только выявлению лучших наездников, но и лошадей.

Улак не оставляет никого равнодушным. Эти состязания воспитывают отважных наездников и на протяжении веков остаются самыми любимыми в народе. Поклонники улака надеются, что со временем эта замечательная игра войдет в число олимпийских.

(C) Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Традиции и Обряды" (C)
Hosted by uCoz