Обряды, обычаи и традиции Узбекистана

Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Традиции и Обряды"

Узбекистан: Обряды и Традиции в Самарканде

узбекские и таджикские народные традиции, обряды и обычаи

 

Встреча Нового Года

Новый Год в Узбекистане встречают дважды и это закреплено на законодательном уровне: красным в календаре отмечены и 1 января и 21 марта. Если с первым, "петровским" праздником всё понятно, то второй, за годы советской власти, что запрещала его, успели подзабыть.

Традиционно, праздник зовётся "Навруз" ("Новый день" - фарси) или уже подзабытым именем "Нокроч", что означает то же самое, только со староперсидского языка. Логичны вопросы: "Почему праздник до сих пор зовётся по-персидски?", "Почему 21 марта?" и "Как его справляют?"

Традиция отмечать Новый год 21 марта ведёт своё начало со времён Сасанидского Ирана, официальной религией которого был зороастризм (зороастризм, как известно, был широко распространён и на территории древнего Согда). Согласно зороастрийской традиции, Наврузом зовётся первый день новосозданного Богом мира. Именно в этот день, был создан свет и первое живое существо Каюмарс. Именно в этот день, зороастрийские герои Сом Нариман и Тахмурас подняли восстание против жестокости и заточили в темнице злых дивов и безжалостных людей. Именно в этот день, Бог избрал Зардушта (Зоратустру), чтобы тот помог людям обрести счастье.

21 марта - астрономическая весна

Этот, Новый День наступает в момент, когда планета Земля располагается относительно Солнца таким образом, что длина светового дня становится равна длине ночи, "когда свет уравняет тьму, и тьмы не будет больше света". Такой, более чем мистический планетарный расклад, случается только дважды в год - 20-21 марта и 22-23 сентября и было время, когда наступление Нового Дня совмещали с точкой осеннего равноденствия (Праздник Урожая), но в период правления персидской династии Сасанидов, начало астрономического года перенесли на начало месяца Фравардин ("делать свой выбор" - авест.), когда Солнце входит в созвездие Овна, период, когда всё живое на Земле начинает пробуждаться и возрождаться.

Очень интересно зороастрийская традиция рассказывает о сотворении мира в этот день. Зло было выпущено на свободу, и верховный бог зороастрийцев - Ахура-Мазда - советовался с Фравашами - первопредками людей, духами-хранителями современного человека. Ахура-Мазда знал, что если души предков примут телесную оболочку и станут сражаться с Ахриманом в материальном мире - дьявол неминуемо погибнет, а люди обретут бессмертное духовное тело. Если же они не захотят воплотиться на Земле, то мир будет обречен на вечные страдания, причиняемые ему Ахриманом, а сами Фраваши будут нуждаться в постоянной защите от Разрушителя, но выбор должны были сделать сами Фраваши. В этот день, предки человечества осуществили свой выбор, решив сражаться с дьяволом, приняв человеческий облик.

Считается, что в этот месяц, Фраваши спускаются на Землю, воплощаясь в распускающихся цветах, в зеленеющей листве, а также в людях, рождающихся в это время. Эти люди приходят в мир для битвы, на них возложена огромная ответственность за то, как они распорядятся силой, энергией и творческим огнем - наследием духовного мира. Ведь человек - единственное создание на Земле, имеющее право свободного выбора. От выбора каждого из нас зависит то, как долго еще продлится Космическая Битва добра и зла и как долго еще мир будет погружен в пучину страданий. В течении месяца Фравардин, люди должны обязательно поминать своих предков, просить у них помощи, молиться за них. Это месяц возрождения духовных традиций, приобщения к религиозному эгрегору. Он соответствует знаку Овна, а им управляет Даэна, являющаяся воплощением веры и совести в каждом из нас.

Интересно также, что праздник Весеннего Равноденствия отмечался также у древних славян и ацтеков.

Точное время наступления астрономической весны вычислил Омар Хайям (Умар Хайём). Да, да, именно тот Омар Хайям, которому несведущие приписывают распутство и пьянство, даже не подозревая о том, что Умар был прежде всего отличным математиком и астрономом, а воспеваемое им "вино", на языке символов суфиев, к которым он относился, означает особую суфийскую "технику мистического контакта с Богом" - "Возлюбленной" каждого суфия, в ком он должен расствориться без остатка.

"Лик розы освежен дыханием весны,
Глаза возлюбленной красой лугов полны,
Сегодня чудный день! Возьми бокал, а думы
О зимней стуже брось: они всегда грустны"

В 11 веке, за 400 лет до Улугбека, Омар проанализирует и просчитает время вхождения Солнца в первые минуты Овна с такой точностью, что допущенная им ошибка будет актуальна только раз в 5000 лет:

2005 год - 20 марта в 12:33 (время универсальное)
2006 год - 20 марта в 18:26
2007 год - 21 марта в 00:07
2008 год - 20 марта в 05:48
2009 год - 20 марта в 11:44
2010 год - 20 марта в 17:32

 

Новый Год, как и положено, встречали гуляниями, но не только. Население Согда выходило в этот день на поле и разукрашенные лентами быки проводили первые борозды, куда аккуратно засыпали семена, а далее начинались народные гуляния.

Знаменитый энциклопедист, Абдурайхон Беруни пишет, что за 25 дней до Навруза в каждом доме поднимали 7 (иногда говорится о 12-ти) невысоких колон из сырого кирпича, на которых выращивались 7 видов зерновых. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. С глубокой древности повелось, чтобы в Навруз на праздничном дастархане находились семь "Ш" - шакар (сахар), шамъ (свеча), шарбат (сок), шароб (вино), ширини (сладости), шир (молоко) и шона (расческа), но с приходом ислама, их заменяют семью "С" - сабза (зелень), сирко (виноградный уксус), санджит (джида), сир (чеснок), себ (яблоко), сипанд (рута) и сумалак (блюдо из проросшей пшеницы, которую пропускают через мясорубку, смешивают с водой и мукой и варят, постоянно помешивая, в течении 11-12 часов).

Проросшая пшеница

Люди в этот день одевают самые лучшие наряды, готовят самые вкусные блюда. Все, от мала до велика, принимают участие в праздничных забавах, веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поздравляют с наступлением весны. В этот день прощаются все обиды, те, кто был в ссоре, - мирятся, говорят теплые ласковые слова, идущие от самого сердца.

Празднование Нового Года продолжается весь месяц Фравардин (или "Хамаль" - Овен).

(C) Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Традиции и Обряды" (C)
Hosted by uCoz