Вернуться на главную

 

Христианство и Христианские храмы в Самарканде

В 431 году, на Эфесском соборе христиан в Византии случился скандал - христианство несторианского толка было объявлено ересью. Напомним, что несториане - последователи константинопольского патриарха Нестория (начало V века) - говорили о божественной сущности Христа, но считали, что Мария, его мать, родила не Бога, а человека, в тело которого вселился Бог - за что и были преданы анефеме.

Несториане и другая группа христиан, вытолкнутая по разного рода причинам за пределы Римской Империи и называемая себя "Церковью Востока", двинулись на восток - в Иран, Сирию, Палестину. Знакомя местное население со своими взглядами, христиане-беженцы из Византии, предлагали местному населению нечто свежее и более простое. Влияние их скоро выросло до такой степени, что рядом с иранским шахом по одну руку сидел зороастрийский жрец, а по другую - христианский каталикос. Правящие круги, жречество это восприняли, естественно, как вызов и им удалось убедить шаха, что христиане ставят своей целью разрушить традиционную культуру Ирана. В результате, в VI веке христиане были вынуждены покинуть Иран и, так как обратно в Византию дороги им не было, им оставалось только одно направление - по Шёлковому Пути, дальше на восток.

Древний Согд (Согдиана), центром которой являлся Самарканд, встретил христиан гостеприимно. Здесь помнили апостола Фому и его учеников, проходивших через Согд в Индию. Кроме того, культура согдийцев была устроена таким образом, что они не мешали людям исповедовать ту конфессию, которую каждый хотел исповедовать. Так, например, в Ургуте (поселении в 40 километрах от современного Самарканда) одновременно находились христианский монастырь, зороастрийский храм Джар-тепа и буддийский монастырь.

Таким образом, возникшая в Самарканде христианская метрополия действовала открыто и никто не чинил ей препятствий. Уже к середине Х века, христианский монастырь в Ургуте разросся настолько, что арабский географ Абу Мухаммад Касым ибн Хаукаль описывает его, как большой монастырь, владеющий земельными наделами, недвижимостью и всеми видами собственности.

Именно, благодаря согдийцам, христианство достигает Ферганы, Семиречья, Восточного Туркестана вплоть до Монголии, Кашмира и Тибета. До нас дошли согдийско-христианские письменные памятники - переводы Нового Завета, гомилий, агиографические сочинения.

Практически отсутствуют сведения о жизни и положении христиан в Туркестане в период с X по XIII вв. Известно лишь, что нашествие монгол в XIII в. снова уравняло положение всех религий в регионе, поскольку монголы, относящиеся с одинаковым уважением ко всем религиям, одинаково освободили мусульманское, христианское и буддийское духовенство от всяких податей и повинностей. Кроме того, считается, что у христианства даже был некий перевес, поскольку этой веры придерживалось в Монголии сильное племя кераитов.

Однако, существует мнение, что именно в этот период христианская община в Ургуте понесла крупные потери. В среде, в которой одновременно развивалось несколько религий, неизбежно развилась конкуренция за умы людей. Персидский историк XIII века Джуэ-Джани приводит историю (более нигде не подкреплённую), что однажды один самаркандский христианин решил сменить религию и принял ислам. Христиане пожаловались монгольскому начальнику города, что мусульмане совращают в свою веру их детей; начальник принял сторону христиан, велел призвать к себе новообращенного юношу и хотел заставить его отказаться от ислама, но юноша остался тверд, и за это поплатился жизнью. Мусульмане обратились с жалобой к золотоордынскому хану Беркаю (брату Батыя), мусульманину. Беркай заступился за своих единоверцев и велел наказать всех христиан, участвовавших в этом деле, приведшем к гибели человека.

При Тимуре, христиане продолжают чувствовать себя комфортно. Руи де Клавихо, посол Кастилии ко двору Тимура в начале 15 века, сообщает, что Тимур собирает в Самарканде представителей различных религиозных конфессий. По другим источникам, один из сыновей Тимура был назначен ответственным за нужды и дела христиан внутри страны и связям с христианскими странами.

Во время археологических исследований на площади Регистан в Самарканде было обнаружено несколько могил, в которых захоронены несториане. В 1986 году, в Пастдаргоме (Самаркандская область) археологи обнаружили и изучили труп, захороненный в деревянном гробу в одежде и с доспехами, с золотым крестом. В настоящее время найдены и проводится исследование останков того самого христианского храма в Ургуте, о котором шла речь выше.

На некоторое время, развитие христианства в Согде приостановит былые тенденции, но с завоеванием Средней Азии Царской Россией, в регионе будет наблюдаться развитие православного христианства, будут построены новые храмы. Под конец 1916 года, была учреждена Ташкентская епархия, как первенствующая Православная кафедра в Среднеазиатских пределах,

В период пропаганды атеизма в Советстком Союзе, епархия (1937-1944) будет упразднена, существующие христианские храмы будут закрыты; использоваться не по назначению. После развала Союза, Узбекистан объявил себя светским государством и все существующие религиозные конфессии снова получили равное положение.

В Самарканде, ныне функционируют 4 православных церкви, 1 собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений:

Алексеевский собор в Самарканде

Собор святителя Алексия, Митрополита Московского
Приход храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского образован в 1912 году, воссоздан в 1992 году. Проект собора был разработан петербургским архитектором Ф. Смирновым. Осенью 1909 года была освящена закладка, а уже к осени 1911 года храм был построен. В 1912 году собор был освящен в честь Святителя Московского Алексия, митрополита всея Руси, чудотворца. В 20-е годы (ХХ в.) храм был закрыт, использовался не по назначению. Колокольня и купола разобраны в 1929 году. Свято-Алексиевский собор находился на территории военного городка. После вывода воинской части, собор был передан на баланс госмузея-заповедника. В 1996 году Свято-Алексиевский собор был передан в распоряжение Русской Православной Церкви. В дни празднования 125-летия Ташкентской и Среднеазиатской епархии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил Свято-Алексиевский собор 13 ноября 1996 года. Настоятель - иерей РОМАН ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ.
г. Самарканд, 703005, ул. Бобир-Мирзо, 70
Тел.: (998-662) 33-54-80
Престольный праздник: 25 февраля


Собор Георгия Победоносца в Самарканде

Храм святого великомученика Георгия Победоносца
Приход храма в честь Святого великомученика Георгия Победоносца образован в 1868 году. Проект и смета православного храма были составлены самаркандским архитектором В.А. Лемке. Это была церковь военного ведомства. В июне 1924 года церковь была закрыта. 5 августа 1925 года Георгиевской общине передана часовня на кладбище, в которой начали совершаться богослужения. В 1927 году получено разрешение на постройку летнего молитвенного дома при часовне. В апреле 1928 года произошел пожар часовни. 24 августа 1929 года общине было выдано регистрационное удостоверение. В 1937 году на имя монахини Юнии (Ульиной) куплен дом на месте настоящего нахождения храма. В 1946 году состоялся акт передачи здания молитвенного дома во владение Георгиевской общине. Указом архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена от 6 ноября 1958 года Георгиевскому молитвенному дому присваивается наименование храма, который был освящен в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время численность прихожан составляет: в будни - 10-20 человек, в праздники - 100-150 человек.
г. Самарканд, 703000, ул. Бирлик, 66
Тел.: (998-662) 33-05-42
Престольный праздник: 6 мая
Настоятель: протоиерей ДИМИТРИЙ КОЗУЛИН

Церковь Покрова в Самарканде

Храм Покрова Божией Матери
Приход храма в честь Покрова Божией Матери образован в 1903 году. Построен из жженого кирпича в 1902 году по проекту инженера И.П. Лебедева.
Адрес: Самарканд, 703000, ул. Хусейн Бойкаро, 24
Тел.: (998-662) 31-19-47, 24-77-40
Престольный праздник: 14 октября
Окормляет священник РОМАН ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ - настоятель Свято-Алексиевского собора г.Самарканда


Ново-Нахичеванская и Российская Епархия Армянской Апостольской Церкви
Церковь Св. Аствацацин (Богородицы) в г. Самарканд была построена в 1903 году на средства местного армянского населения. Армянские поселения возникли здесь еще в XV веке во времена Тамерлана, который перевез в Самарканд из завоеванной им Армении ремесленников.
Однако для роста числа армянских переселенцев большее значение имело присоединение Центральной Азии к России в XIX веке.
Первым настоятелем церкви был священник отец Рубен Бекгулянц.
В 1939 году прерывается деятельность церкви по причине ареста и ссылки духовного настоятеля, а позднее ликвидируется и приход.
Лишь спустя 60 лет после провозглашения независимости Узбекистана становится возможным возобновление деятельности армянской церкви.
20 августа 1995 года состоялось переосвящение церкви Св. Аствацацин, духовным настоятелем которой стал священник отец Григор Маркосян.
В настоящее время при церкви действует воскресная школа с обучением армянского языка и истории.
С 1998 года настоятелем церкви является иеромонах отец ВРАМ КАЗАРЯН.

ул. Махмуда Кошгари, д.70.
Тел. (998 662) 336 326.
E-mail: father_vram@rambler.ru

Католический Собор в Самарканде

Католический Приход под воззванием св. Иоанна Крестителя
Окормляем священниками Ордена меньших братьев конвентуальных
ул. Махмуда Кошгарий,
Тел: (998-662) 33 00 84

Еще в конце XIX века в Самарканд стали прибывать немцы и поляки в составе русской армии, а также чиновники и коммерсанты – из числа гражданских лиц. К 1905 году их стало больше, и возникла идея построить католический храм. Они обратились за разрешением в Туркестанскую епархию, но им отказали. В годы Первой мировой войны в Самарканд было сослано много военнопленных поляков, немцев, венгров и австрийцев.

В 1915 году община получила разрешение на строительство храма. Через год костел был построен под руководством известного архитектора Е.Нелле.

С приходом Советской власти костел закрыли и передали государству. Большевики убрали со здания все религиозные символы, в здании поместили спортзал.

В 1988 году возникла идея создать в храме органный зал, была подготовлена документация, но с распадом Союза об этой идее пришлось забыть.

В 1995 году под руководством отца Ивана Ролоффа в Самарканде был зарегистрирован римско-католический приход св. Иоанна Крестителя.

Вопрос о возвращении костела верующим возник в 1997 году, когда состоялась встреча посла Ватикана в Центральной Азии архиепископа Мариана Олеся с президентом Узбекистана И.А. Каримовым. Тогда же вышел указ президента о передаче храма католической общине Самарканда.

Торжественное освящение храма было совершено 27 марта 1999 г. После о. Ивана Ролоффа настоятелями в приходе были: о. Тадеуш Глусец, о. Фрациск Стопкович и – в настоящее время – о. Люциан Шиманский. Наряду с этими братьями-францисканцами в приходе трудились брат Якуб Ямруз и брат Станислав Вжащак

Церковь Адвентистов Седьмого Дня
Самарканд, ул. Гагарина, д. 4.

Использованы материалы:

1.Бартольд В.В. "Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии"
2. Исоматов М. "Вклад согдийцев в распространении буддизма и христианства в Центральной Азии (IV – VIII вв.)"
3. Бердимурадов А. "Христиане жили в Самарканде ещё в шестом веке"
4. Дервиш Р.А. "Памятники истории, религии и культуры в Узбекистане"
5. Экспедиция Савченко : 10 лет к христианскому храму
6. http://www.pravoslavie.uz/uzbekistan.htm
7. http://www.agnuz.info

 

Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Религии и Храмы"

 

Hosted by uCoz