Вернуться на главную

 

Иудаизм и синагоги в Самарканде

В исторических источниках и легендах (взять ту же легенду о постройке свинцового водопровода) часто встречаются сведения о том или ином иудее, путешествующем по Средней Азии. Однако, сведения относительно масштабного переселения иудеев в регион слишком противоречивы, чтобы приурочить его к конкретному периоду или событию.

Так, в Самаркандском Музее Еврейской Махалли (квартал) Яхудиён, экскурсовод расскажет, что по одним сведениям, иудеи пришли в Среднюю Азию в 5 веке, по другим - в начале 17 века. Одни считают, что это произошло в 5 веке до н.э., когда Израиль был завоёван вавилонянами, другие - связывают переселение то с арабским нашествием (7-8 века), то с Чингизханом (13 век), то с Тимуром (14-15 века), - таким образом растянув этот период на 20 веков.

Вполне вероятно, что правы все, называя, при этом, время появления в регионе отдельных еврейских общин, а не массовое переселение. Отметим только, что больше всего сведений о большом количестве таких общин относится всё же к началу 8 века, когда арабы перейдут Амударью и завоюют Среднюю Азию. Именно в этот период евреи налаживают торговые отношения между Византией, Сасанидским Ираном и Китаем, - странами, как известно, соединёнными Великим Шёлковым Путём, часть которого контролировали согдийцы. Иудейским купцам было удобно образовывать свои поселения в Согде.

Арабы, уважая Людей Книги (иудеев и христиан), поскольку сами таковыми являлись, не стали возражать против присутствия иудейских общин в регионе, приверженности к Закону Торы и ведения торговли. Однако, обязали соблюсти 5 единственных требований, т.н. "Законов Омара": платить налоги, ходить с покрытой небольшими шапочками головой, не носить двух халатов, подпоясываться простой веревкой, а не платком, не ездить верхом на территории города.

Торговля шёлком шла бойко; иудеев никто не притеснял и еврейская община укреплялась. Но в начале 13-го века, в Среднюю Азию придёт беда: монгольское войско уничтожит или уведёт с собою значительную часть населения. Вероятно, в этот период иудеи начнут стекаться в Бухару, где сможет сохраниться крупная еврейская община.

Через 150 лет, восстанавливая былое величие Самарканда, Тимур переселит из Бухары в Самарканд несколько сот еврейских семей и прежняя иудейская община сможет возродиться вновь.

Кочевые племена тюрков, пришедшие в регион под предводительством хана Мухаммеда Шейбани на рубеже 15 и 16 веков, нарушили былую идиллию: во-первых, Шейбаниды установили ревностное соблюдение ислама, а, во-вторых, прежний Шёлковый Путь станет потихоньку стираться с мировых торговых карт. Для иудеев начнутся не самые лучшие времена...

Мрак развеется в 1865 году, когда войска Российской Империи вступят в Самарканд. Русские не станут препятствовать исповедыванию иудаизма (будет построено около 50 синагог) и восстановят былые торговые связи.

 

"Евреи занимают особый квартал в северо-восточной части города. Здешние евреи не похожи на европейских. Они опрятны в одежде и в жизни, кротки и гостеприимны. При эмирах они были угнетены и каждогодно вносили огромные пошлины за право жить в Самарканде... Евреи торгуют шелком, ситцем и всевозможными товарами... Между ними замечателен их старый аксакал и калонтар с именем пророка Моисей, личность честная и вообще достойная уважения по уму и влиянию на своих единоверцев. Он имеет значительное состояние, большую и красивую семью, несколько домов и садов. Когда в 1868 году шайка кенегесов увезла его и избила до полусмерти, ...чтобы защитить старика от новых оскорблений, несколько самаркандцев навернули ему на голову чалму, убор, запрещенный евреям, и довели до дома. Калонтару теперь 55 лет. В молодости он путешествовал по Западной Европе и Палестине. Построил в Самарканде синагогу и школу, а потому, надо полагать, некоторые называют его раввином. Хотя, по-нашему, он просто аксакал".

Из "Истории Туркестанского края" 1870 года

 

Евреи начнут делать капиталовложения и становиться владельцами магазинов, заводов и земельных наделов, которые с октября 1917 года будут национализированы новой, теперь уже Советской, властью...

В качестве противовесного аргумента, можно, правда, добавить, что, наряду с национализацией, тысячи евреев, наряду с представителями других народностей, пойдут в этот период в школы, получая своё первое образование, чтобы в дальнейшем раскрыть свои недюжие таланты.

Начиная с 1948 года, иудеи станут массово исходить из страны, а с распадом Союза эмиграция достигла значительных размеров. Из 50 тысяч евреев, проживающих в Самарканде в 1990 году, на сегодняшний день остаётся только несколько тысяч.

Тем не менее, в Самарканде еврейская община продолжает функционировать. Работают 2 синагоги.

Синагога Гумбаз (Купольная Синагога)
2-й Ильязаров проезд, дом 1
Тел: (998 662) 23-09-78, 35-78-62, 33-11-45
Факс: (998 662) 33-46-40
Web: www.fjc.ru/samarkand
Марк Фазилов

Еврейская Община Самарканда
ул. Республиканская, 45
Тел: (998 662) 33-11-45, 36-83-92,
Факс: (998 662) 33-46-40


Огромное спасибо Артуру Якубову, Рустаму Махмудову и сайтам www.bjews.com, www.rjews.net, www.fjc.ru за материалы, легшие в основу данной статьи.

 

Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Религии и Храмы"

 

Hosted by uCoz