Поздним
декабрьским вечером 1960 года, на лётное поле самаркандского аэропорта
тихо пробрались два человека. Их привели сюда самолёты и желание
сбежать на одном из них за пределы СССР. Того, что был помоложе,
звали Иосиф Бродский.
С
Олегом Шахматов, бывшим военным летчиком, Бродский познакомился
в 1957 году в редакции ленинградской молодежной газеты «Смена»,
куда и тот и другой пришли показать свои стихи. С детства питавший
слабость к авиации, Иосиф сошелся с Шахматовым довольно близко.
Шахматов
познакомил своего нового друга с Александром Уманским, увлеченного
политической философией, оккультными науками, индуизмом и хатха-йогой,
вокруг которого всегда собиралась нонконформистская молодежь,
которой хотелось обсуждать «вечные вопросы» вне узких рамок официальной
идеологии.
После
скандальной истории и дебоша в Ленинградской консерватории, Шахматов
уехал в Самарканд, чтобы закончить своё консерваторское образование
там. В декабре 1960 года, Бродский поехал в Самарканд, чтобы навестить
своего приятеля. В его чемоданчике лежал очередной философский
трактат Уманского, который последний передал Шахматову.
Несколько
недель с приятелем-авантюристом прошли довольно лихо. Не имея
другого места для ночлега, Бродский даже проводит несколько ночей
среди мавзолеев ансамбля Шах-и Зинды, о котором потом напишет,
что "ничего не знаю лучше Шах-И-Зинды. Мне было девятнадцать
лет, но я вспоминаю с нежностью об этих мечетях отнюдь не поэтому.
Они -- шедевры масштаба и колорита, они -- свидетельства лиричности
Ислама... В них действительно ощущается идеосинкретичность, самоувлеченность,
желание за(со)вершить самих себя. Как лампы в темноте. Лучше:
как кораллы -- в пустыне".
В
вестибюле гостиницы "Самарканд", Бродский узнаёт Мелвина
Белли (Melvin Belli) - знаменитого американского адвоката голливудских
звёзд, которому ещё доведётся защищать Джека Руби, застрелившего
убийцу президента Кеннеди - Ли Харви Освальда. Бродский знакомится
с Белли, знакомит его с рукописью Уманова, предлагает опубликовать
за рубежом, но Белли эту просьбу из осторожности отклоняет.
И
тогда у Бродского появляется план побега за границу: купить билеты
на маленький рейсовый самолет, после взлета оглушить летчика,
управление возьмет Шахматов, и они перелетят через границу в Афганистан.
Шахматов предлагает сделать это "по-взрослому" - у него
есть пистолет, и, когда летчик начнет выруливать на взлетную полосу,
Шахматов, угрожая пистолетом, вытолкнет его из самолета, и перелетят
они не куда-то в Афганистан, а в Иран - на американскую военную
базу в Мешхеде.
Был
и план "Б" - подобрать в самаркандском аэропорту самолёт
с полными баками и угнать его без экипажа и пассажиров. Однако,
ни тот, ни другой план реализовать не пришлось. Здесь, друзья
путаются в показаниях. Бродский говорит, что в аэропорту стояли
самолёты с недостаточным количеством горючего в баках, а выкидывать
лётчика из самолёта было не по душе, Шахматов же пишет, что они
купили билеты
на рейс "Самарканд – Термез", летящий к границе СССР
с Афганистаном, но в последний момент рейс отменили.
Ещё
немного покантовавшись в Самарканде, Бродский вернулся обратно
в Ленинград. Год
спустя, в Красноярске за незаконное хранение оружия был арестован
Шахматов. На следствии, стараясь избежать большого срока, он заявил
о существовании в Ленинграде «подпольной антисоветской группы
Уманского» и назвал десятки знакомых ему имен. Рассказал также
и о неосуществленном плане побега за границу вместе с Бродским.
Бродский
был задержан, но, поскольку факта преступления не было, через
два дня его отпустили. Поговаривают, что Бродского тогда спасла
мама, работавшая бухгалтером в главке КГБ. Однако, этот самаркандский
эпизод Бродскому припомнят на суде "за тунеядство" в
1964 году.
Позднее,
Бродский в своём стихотворении "Ночной полёт" выразит
этот эпизод, как свершившийся, следующим образом:
В
брюхе Дугласа ночью скитался меж туч
и на звезды глядел,
и в кармане моем заблудившийся ключ
все звенел не у дел,
и по сетке скакал надо мной виноград,
акробат от тоски;
был далек от меня мой родной Ленинград,
и все ближе -- пески.
Бессеребряной
сталью мерцало крыло,
приближаясь к луне,
и узбека в папахе рвало, и текло
это под ноги мне.
Бился льдинкой в стакане мой мозг в забытьи.
Над одною шестой
в небо ввинчивал с грохотом нимбы свои
двухголовый святой.
Я
бежал от судьбы, из-под низких небес,
от распластанных дней,
из квартир, где я умер и где я воскрес
из чужих простыней;
от сжимавших рассудок махровым венцом
откровений, от рук,
припадал я к которым и выпал лицом
из которых на Юг.
Счастье
этой земли, что взаправду кругла,
что зрачок не берет
из угла, куда загнан, свободы угла,
но и наоборот:
что в кошачьем мешке у пространства хитро
прогрызаешь дыру,
чтобы слез европейских сушить серебро
на азийском ветру.
Что
на свете -- верней, на огромной вельми,
на одной из шести --
что мне делать еще, как не хлопать дверьми
да ключами трясти!
Ибо вправду честней, чем делить наш ничей
круглый мир на двоих,
променять всю безрадостность дней и ночей
на безадресность их.
Дуй
же в крылья мои не за совесть и страх,
но за совесть и стыд.
Захлебнусь ли в песках, разобьюсь ли в горах
или Бог пощадит --
все едино, как сбившийся в строчку петит
смертной памяти для:
мегалополис туч гражданина ль почтит,
отщепенца ль -- земля.
Но
услышишь, когда не найдешь меня ты
днем при свете огня,
как в Быково на старте грохочут винты:
это -- помнят меня
зеркала всех радаров, прожекторов, лик
мой хранящих внутри;
и -- внехрамовый хор -- из динамиков крик
грянет медью: Смотри!
Там летит человек! не грусти! улыбнись!
Он таращится вниз
и сжимает в руке виноградную кисть,
словно бог Дионис.
1962
год
При
подготовке материала, использованы воспоминания Владимира Евсеева
и Льва Лосева.
-
"А
умирать поедем в Самарканд, на родину предвечных роз" (из
воспоминаний об Анне Ахматовой)
-
"И
песен Самарканда свитки..." (об Иоганне Гёте, очарованном
Востоком)
-
Жюль
Верн: по Закаспийской железной дороге в Самарканд
-
Микеланджело
Антониони: приключения в Самарканде
-
Кир
Булычёв: "Я готов снова и снова приезжать в Самарканд"
-
Максим
Горький: "Рассказы о Тамерлане"
|