От
этого человека веет фантастической уверенностью и лёгкостью. Встретив
его на том месте Афросиаба, где ещё 800 лет назад возвышалась
Самаркандская цитадель, я и в мыслях себе не мог представить,
что прохожу мимо Человека, Который Говорит с Холмами. Мне показалось,
что даже имя своё он называл, совсем не надеясь на то, что оно
будет узнано и заранее не переживая, если так оно и случится.
Встреча
с Францом Грене на Афросиабе, 2006 год
Доктор
Франц Грене (Frantz
Grenet), член-корреспондент Французской Академии
Искусств и Изящной Словесности, руководитель объединения "Эллинизм
и Древний Восток" Национального Центра Французских Исследований
(CNRS) и, наверняка, обладатель ещё многих различных титулов и
степеней, прибыл в Самарканд в конце августа для того, чтобы в
очередной раз присоединиться к своему узбекскому коллеге - доктору
исторических наук Мухаммеджану Исамеддинову - и возглавить Узбекско-Французскую
Археологическую Экспедицию (известную на Западе, как MAFOUZ- Samarkand)
для проведения совместных археологических раскопок на самаркандских
городищах с историей в несколько тысячелетий - Афросиаб и Кок-тепе
(Пайарыкский район Самаркандской области).
Встреча
с Францом Грене на Афросиабе, 2006 год
Экспедиция
работает в Самарканде уже 17-й год. С французской стороны, до
1995 года её возглавлял один из патриархов французской археологической
школы - академик Поль Бернар. В 1993-м мне также довелось увидеть
этого Человека-Легенду - тогда, один из студентов-практикантов
исторического факультета Самаркандского Гос.Университета повёл
наш класс на моё первое знакомство с Афросиабом, где как раз в
то время работал мсье Бернар. Вынужденно отвлечёный нами от самого
разгара работы, смущённый Поль Бернар терпеливо и добросовестно
отвечал на наши скупые вопросы об Афросиабе и своих исследованиях
и добродушно улыбался, когда в беседе повисали паузы - что мы,
школьники, знали тогда о том, что таят в себе пласты земли, привычно
нависшие над пригородными самаркандскими трассами; порой, мы не
знали о чём спрашивать дальше.
Поль
Бернар (Париж) и Игорь Иваницкий (Самарканд) за работой на раскопках
в Афросиабе
(С) Фото: Вокруг
Света (1997)
Вместе
со своими узбекскими коллегами, экспедиция MAFOUZ исследует античный
и средневековый Самарканд, что ещё со времён до нашей эры возвышался
на Афросиабе, был оплотом древнейшего государства Согд, встречал
греко-македонян, арабов, тюрков, китайцев и был трагично разрушен
во время монгольского нашествия, после чего был постепенно отстроен
на месте современного Самарканда.
Самаркандские
контрасты: 3000-летний Афросиаб и виднеющиеся средневековые купола
(С) Фото Юрия Воробьёва специально для http://e-samarkand.narod.ru
За
те 17 лет, что экспедиция работает в Самарканде (вообще же, исследования
Афросиаба ведутся с конца 19-го века), добыт огромный объём новой
информации, расширившей ранние представления о роли и значении
этого крупнейшего города на Востоке - исследованы первые этапы
урбанизации Города, руины дворцов самаркандских правителей, хозяйственных,
ремесленных, жилых и др. помещений, множество предметов хозяйственно-бытовой
жизни жителей Самарканда из далёкого прошлого. Результатам Экспедиции
посвящено отдельное объёмное издание, ныне подготавливаемое в
Парижском издательстве.
Знаете
ли Вы, что... есть все основания полагать, что роман
англичанина Джонатана Страуда "Амулет Самарканда",
признанный в 2006 году лучшим фэнтези романом для детей,
скорее всего, был основан на реальной находке Узбекско-Французской
археологической экспедиции. Уж очень напоминает самаркандский
амулет Страуда серебрянное зеркало, извлечённое экспедицией
из античного захоронения некой знатной женщины (названной
в прессе "согдийской принцессой") на городище
Кок-тепа под Самаркандом в 2000 году. Сравните
-
"...
Амулет, сделанный из потускневшего золота, был невелик.
Он висел на короткой золотой цепи. В центре красовалась
овальная нефритовая вставка. На Амулете был вычеканен
несложный узор - стилизованное изображение бегущих коней.
Кони были главным богатством некоего народа из Центральной
Азии, три тысячи лет назад сотворившего Амулет,
а затем схоронившего его вместе с одной из своих принцесс.
Там его и нашел в пятидесятых годах двадцатого века какой-то
русский археолог..." (отрывок
из романа "Амулет Самарканда" Джонатана Страуд).
"...У
изголовья усопшей "принцессы" кочевников расчищен
фрагмент свёрнутой ленты из золотой фальги. Рядом,
на ребре стояло серебрянное зеркало, датируемое II-I вв.
до н.э., имеет полусферический выступ с отверстием
для подвешивания. Зеркало покоится на маленькой деревянной
подставке, украшенной фигурками резных коней, что
вполне уместно, т.к. зеркало - символ солнца, а кони приносились
в жертву зороастрийскому богу солнечного света, как самые
быстрые из животных..." (из
описания находки в погребении "согдийской принцессы")
Подставка
серебряного зеркала с резным изображением коней (Самарканд,
2000)
(С) Кадр из репортажа Первого Канала (ОРТ)
|
Работа
экспедиции очень трудоёмка и связана с риском, зато ничто не сравнится
с теми чувствами, которое охватывает археолога, когда он воссоздаёт
прошлое, выкапывая его тени из руин и пыли. Вообразите, каково
это - снимать щёточкой, слой за слоем, землю с обнаруженного предмета
и наблюдать, как под твоей рукой расчищается силуэт керамической
фигурки, кем-то оставленной сотни или тысячи лет назад, линии
рисунка на древних стенах, кладки стен, ходы, туннели.
Светозар
Бирман: "Мы-арехологи... Густая пыль вьётся над
нами. Но всмотрись, товарищ, и ты увидишь, что с каждой
лопатой мы раздуваем мелкие искры. Их всё больше и больше,
этих искр, первых светящихся точек в густой мгле неведения.
И вот запылали костры и, сердито коубясь отступает туманная
мгла. Кольцо молчания прорвано. Путь вперёд пробит. По
расчищенной нами дороге за строем строй идут лингвист
и искусствоведы, историки и философы. Они закрепят успех;
их огни уничтожат в клочья туман незнания. И, уводя на
краткий отдых запылённые группы прорыва, мы гордимся своей
судьбой и мечтаем о новых походах..."
|
Мне
повезло увидеть, как воссоздают фреску, найденную в откопанном
дворце Караханидов на Афросиабе - рисунок был нанесен на стену,
упавшую и пролежавшую под завалами почти тысячу лет. Когда её
обнаружили, она была разбита на мелкие кусочки и разбросана по
полу бывшего дворца - среди его руин и засыпавшей его земли. Кусочки
бережно собрали, перенесли в ресставрационную мастерскую Самаркандского
Института Археологии, отсортировали, пинцетами собрали, как мозаику
прежний рисунок, а потом склеивали все эти кусочки. Поистине,
работа ювелиров, если не богов.
Фотографии
части фресок, найденных при раскопках на городище Афросиаб
Грене
со своими французскими коллегами пробудет в Самарканде до первых
дождей, после чего раскопы снова засыпят землёй, чтобы сохранить
обнаруженное от естественного разрушения до очередного сезона
работы экспедиции.
Веб-проект
"Виртуальный Самарканд" постарается и дальше держать
своих посетителей в курсе последних новостей, связаных с археологическими
исследованиями в Самарканде.
См.
также:
Новости
Региона от 26.06.06 ::: Экспедиция
Савченко: ургутские открытия продолжаются
Новости Региона от
28.08.05
::: Экспедиция
Савченко - 10 лет к христианскому храму
Новости Региона от
11.01.05 ::: Находки
в Шохи-Зинде: детали
|