Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Традиции и Обряды" Узбекистан: Обряды и Традиции в Самарканде узбекские и таджикские народные традиции, обряды и обычаи | |
| |
Свадьбы и свадебные традиции Поиск невесты. Традиционно, именно родители жениха ищут невесту своему сыну, причём невесту ищут из социального круга, схожего с той средой, в которой он вырос и был воспитан. Родители стараются учесть необходимость общего уровня образования, социального положения и национальность (несмотря на что, в Самарканде очень много смешанных браков). Когда кандидатура невесты выбрана, родители сообщают своему сыну, согласен ли он познакомиться с девушкой, о которой они говорят. Очень часто бывает, что парень уже сам приметил девушку, на которой хотел бы жениться. Тогда он предлагает родителям свой вариант, который также обсуждается в семье. Придя к единому варианту, родители жениха идут в дом невесты для сватовства. Когда обе семьи соглашаются поженить своих детей, то назначается день объявления помоловки. Помоловка. В Самарканде у этого события три синонима - «кабулдоран» ("согласен обладать" с перс.), «ошхуракон» ("угощение пловом" с тадж.) и «оклик» ("белизна, чистота" с узб.). Последний термин связан с тем, что родители жениха в день объявления помоловки приносят в дом невесты белую ткань, как символ чистоты и непорочности. Закрепление помоловки. Это более крупное и помпезное мероприятием по сравнению с предыдущим. В Самарканде оно зовётся «нон щиканон» ("разломить лепёшку" с тадж.) или «нон синдириш» (тоже самое с узб.). Мероприятие проводится в доме у невесты, где устраивается угощение для приглашённых гостей. При этом должны быть соблюдены следующие детали: - родственники жениха должны принести в дом невесты красиво оформленные подносы («лайли») в чётном количестве (4 или 6). На одном подносе должны лежать специально выпеченные для этого мероприятия лепёшки трёх видов - "гуль-нон" (лепёшки из пшеничной муки, по центру которых разноцветным пшеном выложены цветы и узоры", «фатир» (слоённые лепёшки) и «кульча» (маленькие лепёшки, выпекаемые только в Самаркандской области и обычно приготовляемые на молоке и кукурузной муке). Принесённые женихом лепёшки "гуль-нон" торжественно разламывают. Одна часть разломанной лепёшки остаётся в доме у невесты, другую жених заберёт себе домой. Символически, это значит, что отныне, молодые будут есть один хлеб. Лепёшку, как правило, разламывает мужчина, уже проживший достаточно счастливых лет. При этом он читает молитву, благословляющую жениха и невесту. Лепёшки
«фатир» - это дорогие многослойные лепёшки. Их присутствие на церемонии
символично означает пожелание богатства и многодетности будущей семье. Лепёшки "кульча" - обычно раздают гостям. На втором подносе, которые принесли с собой родственники жениха, должны находиться рис и мясо для плова. Третий поднос должен быть заполнен сладостями, чтобы у молодых была сладкая жизнь. На четвёртом подносе - приносят подарки невесте. В числе этих подарков обязательно должны быть белый платок, белый материал для свадебного платья, белая кофта и белые туфли. Когда женщины, представляющие сторону жениха, входят в дом невесты с подносами, их встречают сладостями (конфетами или специальными белыми мучными конфетами, называемые "парвардой"), а также тарелочкой с мукой или белой пудрой. Этой мукой или пудрой ставят отметку на лоб женщинам, чтобы исключить проникновение в дом чего-нибудь «чёрного», дурного. Благословение. Данное мероприятие в Самарканде зовётся "фотиха-туй". Обычно оно проводится очень помпезно и поэтому к нему готовятся долго (некоторые семьи - годами). На это мероприятие, представители жениха приносят невесте и её родителям много подарков, которые складываются в сундуки. В числе подарков - "сюзане" (расшитое покрывало-ковёр), «болимпуш» (вышитое покрывало, которое на свадьбе будут держать над головой жениха и невесты), «зардеволи» (длинное украшение для свадебного дома). Традиционно, в сундуках должно находиться столько одежды и обуви, полотенец и белья, сколько хватило бы на 7 лет - срок, за который молодые должны «встать на ноги». На изысканно оформленных подносах, невесте также дарят парфюмерию, косметику, всякую галантерею и сладости. На это мероприятие приглашают музыкантов, делается угощение, созываются гости и все веселятся. Самса. Для тех, кто ещё не в курсе, «самса» - это запечённое в слоённом тесте мясо с луком, оформленное в виде пирожка или небольшого пирога. На этом этапе, родители невесты готовят подарки жениху, его родителям и близким родственникам (сёстрам, братьям, бабушке и дедушке). Традиционно, готовят «сомсу», созываются гости. Снова проводится весёлое застолье. Свадьба. Свадьба проводится в два этапа: днём - в доме невесты и позже - вечернее празднование. В этот день, жених с друзьями и родственниками в сопровождении живой музыки (дойра и сурнай) приезжают в дом невесты, где их встречают и угощают. Уже наряженная невеста, в этот момент ожидает жениха, в окружении своих подруг. В её доме развешаны сюзане, а на них должны быть развешаны все её наряды и «чимилик» - занавес в углу комнаты, представляющий собой красочную ткань, обшитую с двух сторон белой тканью. Сбоку, вешают деревянную ложку, нож и острый красный перец. (нож - чтобы родился храбрый смелый сын, ложка - чтобы родилась дочь-хозяйка и перец - чтоб пару и их счастье не сглазили). Привязывание "чимилик" доверяется только счастливой паре, прожившей долгую совместную жизнь в браке. Невеста выходит в сопровождении подруг, которые держат над её головой расшитый золотом ковёр, который называется «болимпуш». Он символизирует счастливую «крышу» в браке. Невесту заводят в чимилик. Далее, в сопровождении друзей, танцующих под весёлую национальную музыку, в золотошвейном халате (чапане) в чимилик входит жених. Читают благословляющую молодых молитву, к которой присоединяются все присутствующие ("омин"). Вокруг «чимилик», где уже стоят жених с невестой, три раза обводят зажженными свечами, чтобы отогнать злых духов. Затем приносят мёд. Жених должен сам попробовать мёд и дать своей рукой попробовать мёд невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой. Потом приносят зеркало, в которое раннее никто не смотрелся. В этом зеркале, пара должна увидеть друг друга. После этого, жених одевает на руку невесты часы или браслет. В это время они стоят на курпаче (одеяле), сшитой из большого количества лоскутов. Перед ними стелят достархан (скатерть) такого же стиля (курок, т.е. изделия, сшитые из мягких разноцветных кусочков ткани, по народному поверью приносят в дом достаток). На достархан ставят сладости и лепёшки. Бехалифа - женщина, возглавляющая обряд, ещё раз читает молитву, благословляющая молодую пару и все снова к этой молитве присоединяются. Далее, молодые в сопровождении музыки и друзей, садятся в машину и едут для регистрации в ЗАГС. После официальной церемонии регистрации брака, молодые обычно едут по достопримечательностям (обычно, к Мемориалу, посвящённому победе в Великой Отечественной войне, или к памятнику Тимура) для возложения цветов, фотографироваться и затем направляются на свадебный вечер... продолжение следует Материал подготовлен на основе консультаций самаркандской семьи Султановых. В статье использована фотография из журнала "Вокруг Света" |
| (C)
Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд"
Раздел "Традиции и Обряды" (C) |