Самарканд туризм
Русский English Deuthche Francias

 

Новости Региона

Исторические сведения

Легенды и Тайны

Народные Традиции

 

Достопримечательности

Музеи и Галлереи

Туры и Маршруты

Гостиницы Самарканда

 

Советы Гостям (ЧаВо)

Виза в Узбекистан

Обмен Валюты и Банки

Погода

 

Интернет-кафе

Восточный Базар

Кафе и Рестораны

Клубы

 

Администрация города

Безопасность

 

Интернет- Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Новости Региона"

19 марта 2004 года

Коран : Уникальная книга в Самарканде

В Государственном музее истории культуры народов Узбекистана им. Акмаля Икрамова, который находится в Самарканде, более двух месяцев проходила выставка работ местного каллиграфиста Шавката Истамова. Среди экспонатов была копия Корана, увеличенная в несколько раз.

Шавкат Истамов переписывал священную книгу более трех лет. Высота книги – около метра, вес – 40 килограммов. Уникальность переписанной книги в том, что при переписи соблюдены абсолютно все пропорции, ни одна буква не перенесена на следующую строчку. Это один из методов каллиграфии.

В целом каллиграфия – это художественный вид письма и изображения. Особенность письма в том, что каждая буква и символ – это результат фантазии и кропотливого труда автора. Широко было распространено узорчатое письмо. Каллиграфия широко использована при строительстве архитектурных памятников древнего Самарканда. Узоры в орнаментах памятников в виде геометрических или растительных композиций означают год строительства памятника, имя мастера, выдержки из Корана.

«История каллиграфии связана с историей шрифта и орудием письма, – рассказывает Шавкат Истамов. – В архитектурных памятниках Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента и других регионов использованы орнаменты арабской каллиграфии. К великому сожалению, мало кому удается прочитать их, многие орнаменты требуют реставрации, а специалистов, к сожалению, нет».

Шавкат Истамов считает, что мастерство каллиграфии было утеряно еще в годы советской власти, после перехода с арабской письменности на латиницу, а после – на кириллицу. Тогда подверглись репрессиям даже те, кто хранил дома книги арабской графики. «К великому сожалению, на сегодняшний день у меня нет учеников. Мне помогает мой сын. Когда я начал заниматься, мне приходилось писать одну букву по несколько тысяч раз», – добавляет мастер».

За последние несколько лет Шавкат Истамов переписал вручную черной тушью и отреставрировал более 30 старинных рукописных арабских и персидских книг. При этом он с точностью восстановил несколько утерянных прежде страниц знаменитых произведений Абу Абдулло Рудаки, Омара Хайяма, Саади Шерози, Хофиза Шерози, Пахлавана Махмуда. Все они были выставлены на экспозиции в музее.

Сегодня в реставрации нуждаются десятки тысяч книг, которые хранятся в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях республики. В перспективе мастер планирует организовать школу каллиграфии. Эта школа, по задумке Истамова, будет соответствовать стандартам самаркандской школы каллиграфии и реставрации старинных книг арабской графики, которая действовала здесь до начала ХХ века.

А пока мастер работает над новым вариантом Корана, который будет соответствовать размеру знаменитой подставки, имеющейся в мечети Биби-Ханум. Её размер – около 2 метров в длину. Возникшие материальные затруднения мастер планирует решить с помощью спонсоров. Таким образом он увековечит их имена вместе с именами автора, вписав их в конце книги, на последней странице.

TRIBUNE-uz

Вернуться к списку новостей

Внимание!!! При использовании любых материалов с этого сайта, ссылка на сайт обязательна!

®"Виртуальный Самарканд "© В он-лайне с 18 октября 2003 года

 

Hosted by uCoz