(С) Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" ::: Раздел "Легенды и Тайны Самарканда"

 

40 ступеней Шохи-Зинда
(C) Рустам Хусанов, Виртуальный Самарканд

Шохи-Зинда - изумительный по красоте и величию архитектурный ансамбль древнего Самарканда таит в себе множество тайн. Словно легендарный сфинкс, древний памятник предлагает загадки с самого входа - с 40-ступенчатой лестницы, которая в него ведёт.

Входящим сюда туристам иногда рассказывают о своеобразном тесте на греховность - в идеале, количество ступеней при подъёме и спуске должны совпасть. Обычно туристы следуют этому предложению и сосредоточенно пересчитывают древние ступени, не догадываясь о том, что следуют более глубокой и древней духовной традиции.

Больше 12 веков назад, в Самарканд вошли арабские войны и проповедники, принёсшие многоконфессиональным согдийцам благую весть о новом послании Бога. Вместе с прибывшими, в Самарканде оказался и Кусам, сын Аббаса - родного дяди Пророка Мухаммеда.

Арабы знали, что Мухаммед особо выделял Кусама, как человека, "похожего на меня и душой и характером", но не смогли уберечь его от стрелы, выпущенной кем-то из сопротивлявшихся горожан. Легенда, однако, гласит, что Кусам не умер, а Божественной милостью укрыт таинственным Святым Хызром и переведён в райскую обитель живым. По крайней мере, тела Кусама ибн Аббаса, уползшего от врага, так и не нашли. (более подробно об этой истории см. здесь).

История о таинственной пропаже Кусама ибн Аббаса передавалась из уст в уста, привлекая пилигримов и дервишей к посещению места, где "божественное милосердие вновь озарило своим светом святой Самарканд". Когда их число набрало критическую массу, на этом месте были возведены мечеть и символический Мавзолей (ксенотаф).

Вскоре было объявлено, что трёхкратное посещение Мавзолея двоюродного брата Пророка с совершением целого перечня ритуалов и молитв может заменить собой обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку, если у паломника нет возможности отправиться в длительную поездку на Аравийский полуостров. Популярность Шохи-Зинда заметно возросла, ведь до Мекки нужно идти более 3000 км., преодолевая усталость, лишения и трудности.

Тогда в комплексе Шохи-Зинда и появилась Лестница, как символ великой трансформации человеческого духа - Пути к Богу. Паломники, уловившие идею, теперь не сразу поднимались к святыне, а устанавливали для себя 40-дневный молебен, венцом которого было достижение верхней площадки.

 

40 дней такие люди приходили в Шохи-Зинда, поднимаясь всего на одну ступеньку в день, на которой тихо декламировали стихи из Корана и раздумывали о своих намерениях и Боге. Некоторые проделывали аналогичный путь в своей душе, сидя под крышей айвана у подножия Лестницы. И только на 40-й день, верующий позволял себе войти на улочку, ведущую к верхней мечети комплекса и главному Мавзолею.

Это днём. Ночью паломников заменяли мусульманские мистики - суфии, совершая на Лестнице свою литургию - концентрированные упоминания имён Аллаха (Властелин миров, Всемилостивый, Спасающий, Миротворящий и т.д.). В зависимости от духовной школы, которой они следовали, эти радения были или молчаливыми (произносились про себя) или громкими (с выкриками).

 

Существует легенда о том, как свой 40-дневный молебен провёл в Шохи-Зинда и духовный глава самого многочисленного на сегодняшний день суфийского ордена накшбандия - Бахауддин Накшбанди, живший под Бухарой в XIV веке (спустя 6 с половиной веков после чудесного спасения Кусама в Самарканде).

Ежедневно поминая Бога и поднимаясь ступенька за ступенькой, вскоре он достиг верхней площадки Лестницы. В тот же момент он увидел стремительно надвигающегося на него всадника на белой лошади. Мгновение и… Но всадник, внимательно всматривающийся в лицо мастера, так же внезапно остановил лошадь и о чём-то поговорил с великим суфием.

Изумлённые паломники, наблюдавшие за этим происшествием снизу, видели, как, окончив разговор, неизвестный всадник развернул лошадь и исчез в той стороне, откуда он так неожиданно появился. Согласно легенде, то был сам Кусам ибн Аббас, решивший испытать великого мастера на вершине его Путешествия.

Популярность архитектурного комплекса среди суфиев росла. В ночь с четверга на пятницу здесь стали проводиться регулярные духовные радения. Российский этнограф Сергей Масловский (Мстиславский), посетивший Самарканд в конце XIX века, оставил записки о том, как ему удалось под видом дервиша участвовать на одном из таких радений.

В ту ночь, суфии ордена Кадирийя собрались в круг в верхней мечети Шахи-Зинда и медленно раскачиваясь, то хором, то по одиночке распевали молитвы, которые эхом проносились под старинными сводами и арками. Масловский пишет о том, что постепенно участники ночного собрания входили в экстаз, а мечеть наэлектризовывалась от взрыва психической и духовной энергии, потрясая самих молящихся и открывая перед ними непередаваемые ощущения Божественного присутствия.

В наши дни, ночные радения в Шохи-Зинда уже не практикуются, но суфии продолжают посещать комплекс. Часто тайно, не привлекая к себе внимания, сидят они у ступенек Лестницы, в верхней или в нижней мечети, и тихо молятся, повторяя Божественные имена.

Не мешайте им. Лучше тихонечко начните свой Путь, сосредотачиваясь на своём росте и намерениях, с которыми вы пришли в одно из самых почитаемых мест Самарканда.

Ведь именно намерение стать ближе к Богу и духовный принцип бодрствования на пути познания и лежат в основе банального совета, с которого и начался этот рассказ - "Пересчитай ступени, чтобы узнать о самом себе..."

 

Внимание! При использовании, гиперссылка на ресурс обязательна!

(С) Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" ::: Раздел "Легенды и Тайны Самарканда"

Hosted by uCoz