Интернет-проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Туры" А мы уже съездили! (отзывы посетивших Самарканд) |
| |
|
Чтобы
понять Восток, не оглядывайся на Запад В
Узбекистан едут за живой историей, не закостеневшей в музейном плену Позже на этом пути мы встретим и дервиша с посохом, в пыльных одеждах. И тонкоруких женщин с персидскими глазами. И юную красавицу: в груди бьется чистый родник, в руке — роза. Но пока они были для нас только обитателями поэтического мира Акмаля, худощавого молодого мужчины, известного на весь мир художника-философа, чьи произведения экспонируются в музеях Индии, Югославии, США. Мы сидели за его щедрым столом с его друзьями и под плов вели неспешный разговор. Ходики на стене мастерской показывали три часа назад — время Акмаля. Главное
богатство Бухары — ее люди, — утверждала Ирина, жительница Ташкента. Смуглолицая,
с модной короткой стрижкой, в современном европейском костюме, совсем не похожая
на мифических восточных девушек с картин Акмаля, лишенных весомости, парящих… В
мастерской художника нас встретили, приложив руку к сердцу. Так здороваются и
прощаются в Узбекистане. Так нам благодарно вручал торговец свой товар на шумном
самаркандском базаре. Так приветствовал нас высоко в горах старец на ишаке. Мы
запомнили слова Ирины… Когда-то
Самарканд занимал третье место в рейтинге советских туристов после Москвы и Петербурга.
Две с половиной тысячи гостей из СССР каждый год приезжали в «сияющий город».
В Узбекистан едут за живой историей, не закостеневшей в музейном плену. Мечети
и мазары (гробницы), как и 1000 лет назад, являются местами паломничества, улочки
старого города заселены обыкновенными горожанами; средневековые ремесленные мастерские
пыхтят горнами, скрипят гончарными кругами, булькают красильными чанами. Тысячелетия
как будто и не бывало. Из Ташкента уезжали ночью, а часы гостеприимного Акмаля показывали всего лишь вечер. Время здесь — не нами замечено — не бежит, а плывет, как скромно плывет по узкой улочке бухарская женщина в платье до земли. В черном небе — тусклые звезды. Серая смирная пыль на дороге, вдоль — серые караваны гор… А днем оглушил Самарканд — нарядностью и весельем красок. Небесные купола Шахи-Зинда, гробницы проповедника и двоюродного брата пророка Мухаммеда Кусама ибн Аббаса, каменные усыпальницы. Тимуридов, расцвеченные майоликой — золото на голубом… В мавзолее ибн Аббаса — не просто музей, сюда стекается толпа паломников: вымаливать здоровье, богатство, многочисленное потомство. Некоторын, прочтя намаз, кидают записочки в огонь, который в углублении стены. И обратно — такой же бесшумной, разноцветной толпой считают в языческом суеверии ступеньки. Две с половиной тысячи лет не отпускают так просто. И мы, увидавшие великий памятник человеческому мастерству, легко спускаемся по той лестнице. Сорок ступеней. «Религии рассеиваются как туман. Царства разрушаются. Но труды ученых остаются на вечные времена», — сказал Улугбек, родившийся в военном обозе своего деда Тимура. Извечный спор ученого и полководца длится до сего дня. Мы
сидим на главной площади Самарканда — Регистан. И ночь расстраивает, и звуки дутара
из динамика. Из темноты выхвачены электрическим светом два медресе в зеркальном
отражении, отстроенные во времена ученого Улугбека и некоего военачальника Ялангтуша.
Одно знаменито тем, что там преподавал сам Улугбек, составитель «Звездных таблиц».
Второе — памятник честолюбию. «Ялангтуш соорудил такую мадрасу, что земля доведена
им до зенита неба — это знамя их взаимного украшения... Небеса прикусили палец
от удивления» — начертано арабской вязью на портале. Мы
взбираемся на сорокаметровый минарет по крутой спирали ступенек и видим, что звездное
небо нисколько не приблизилось. «Его можно только познавать, но не удивлять»,
— шепчет кто-то из нас, проходя круг за кругом. Однако
помимо них есть маленькие частные отели, в них жизнь дешевле, сервис мало отличен
от гостиничного сервиса Праги или Берлина. Ветви розовых кустов будут под ночным
ветерком тереться об окна вашего номера, но главное — вы обязательно подружитесь
с хозяевами гостиницы. Вот тут и проявится по-настоящему узбекское гостеприимство. Теплыми
темными ночами в маленьком фруктовом садике вас будут поить чаями, кормить сластями,
играть с вами в нарды, попутно обучая премудростям этой игры, и никто никогда
не вспомнит, что все это не входит в перечень предоставляемых услуг. Вам расскажут
о жизни в Узбекистане то, что вы никогда не узнаете от экскурсовода. Если
вы вернетесь в гостиницу далеко за полночь, заспанная хозяйка отправится ставить
для вас чайник и разогревать плов... Через
несколько дней вам будет казаться, что вы член этой семьи. А вы на самом деле
просто чужестранец и принимают вас так же, как и 1000 лет назад принимали путников,
пришедших из неведомых северных лесов в солнечную землю Согдианы. …«А
вот в Самарканде никакого трамвая не надо. Там все на ешаках ездют. Маленький
такой ешачок, даже удивительно», — совершенно верно отметил герой Ильфа и Петрова
в начале прошлого века. Трамваев нет, вместо них по городу бегают минивены марки
«Деу». Малюсенькие машинки, не очень удобные. Зато их много, ходят они исправно,
и в любой конец города можно попасть за полчаса.
Мальчишка лет семи, несказанно смуглый, гонял к стене дома мяч. «Свой народ защищу сам», — остановясь на минуту, успокоив дыхание, перевел он нам с узбекского слова полководца под одним из таких портретов на стене… Снеся
все советские памятники (Пушкина, правда, пощадили), оборотясь к седой истории
— демонстративно, — Узбекистан по-прежнему учит русский язык. Здесь им владеют
все — от городского школьника до старика в горном кишлаке. Русский язык, хоть
и не имеет статус государственного, в достаточном почете, в вузах на нем преподают.
Русскоязычные бизнесмены пишут на нем отчеты в местную налоговую инспекцию. Вещают
русскоязычные радиостанции и телевидение. Сотрудница
одной бухарской библиотеки, бодро отдающая указания подчиненным на литературном
таджикском, поздоровалась по-советски старомодно — протянула руку и представилась:
«Князева». Она рассказала, что русских книг в библиотеке много, хоть и меньше,
чем 10 лет назад. Они на втором месте, наряду с таджикскими. В первые годы независимости
были перегибы. В макулатуру сдавали классику марксизма и казенно-революционную
героику, под сурдинку хотели утилизовать и «Сказки народов СССР» (название не
понравилось). Князева сказки отстояла. Даже
если сложить возраст Москвы, юбилейного Петербурга и даже Киева, все равно будет
далеко до Бухары или Самарканда. Им на двоих — пять тысячелетий. Нет места или здания в Бухаре, которые бы не вызывали восхищение — будь то ханако (дом для дервишей — странствующих монахов) или базарные купола, улицы или бани, минарет Калян или медресе Улугбека, памятник Ходже Насреддину или летняя резиденция эмира. Фантастическое богатство архитектурных форм и инженерных решений. Величие и монументальность, помноженные на благородство древности. Не нам спорить с эмиром Тимуром, но, кажется, он поспешил, перенеся столицу в веселый и красочный Самарканд, сочтя Бухару излишне консервативной и сдержанной.
Сегодня
работы больше не будет. Приходили иностранные туристы, взглянули на кузницу, взвесили
в руках молот. В соседнюю комнату, в музей, не зашли. А там — родовое древо мастеров,
печь с мехами — муляж, правда, но почти в натуральную величину. Кузница
Шакира — под одним из трех торговых куполов ювелиров. Есть еще купола продавцов
головных уборов и менял (XVI век, между прочим). Быть в Бухаре и пройти мимо —
невозможно: они сооружены на пересечении («чорсу») главных дорог. В российской прессе каримовский Узбекистан принято называть диктатурой: не станем спорить; но эта диктатура, сильно смахивающая на советское прошлое, оказалось, имеет и свои достоинства. В середине 90-х в Узбекистане творилось такое, что «бандитский Петербург» в сравнении выглядел не более чем расшалившейся группой детского сада. Где-то в недрах правительства вызрело решение: бороться с криминалом. Целый год бандитов никто не трогал, за ними только следили, а потом за 72 часа арестовали всех. Это, скорее, народная легенда, однако факт остается фактом: в Узбекистане разбойное нападение — ЧП районного масштаба, которое обсуждают по полгода. По сравнению с Россией в Узбекистане мало земли. Но та, что есть, что не захватили пески, кропотливо возделана. Мы проехали сотни километров от Ташкента до Самарканда и Бухары — и не увидели брошенных, ничейных земель. Были фруктовые сады, хлопковые поля, огороды декхан и маки, маки, маки... …Чтобы
рассказать об Узбекистане, не хватит и тысячи ночей. Чтобы понять Восток, не хватит
жизни. Но ведь можно прожить несколько прекрасных дней там, где время течет неспешно,
где каждый камень — история, где люди прикладывают руку к сердцу. Эта земля ждет
путешественников... © Л. Мухамедьярова, В. Чуткова, О. Джемаль (опубликовано в Новой Газете) Приводится с сокращениями. Вернуться (в Самарканд) |
|
Интернет-проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Туры"