|
Путешествие
по Узбекистану Самарканд - Бухара - Шахрисабз ©
Copyright Бабаев К.В. (millona@yandex.ru).
Приведено с сокращениями.
Не
знаю, почему, но про Узбекистан в нашей стране известно гораздо меньше, чем про
гораздо более отдаленные Таиланд или остров Бали. Видимо, людям кажется, что ничего
интересного в республиках бывшего СССР быть не может, что славное советское прошлое
смыло все признаки туристической инфраструктуры в этих странах, затерявшихся по
окраинам нашей необъятной родины. К тому же чести Узбекистану в глазах российских
туристов не прибавляет отсутствие там моря - важнейшего атрибута отдыха в нашем
традиционном понимании. Действительно, трудно отыскать на земле страну,
столь явно удаленную от морского берега. Но в июле 2002 года нам выбирать не приходилось:
с ужасом обнаружилось, что отпуск, запланированный продолжительностью в одну неделю,
на самом деле затянется на две, а путевка в Дубровник заказана только на семь
дней. Оставалось срочно, в течение недели, придумать что-нибудь на оставшиеся
дни отдыха, чтобы не проводить их за принятием пылевых ванн в столице. Перед моей
супругой Людмилой была поставлена конкретная задача - за несколько дней найти
страну, куда можно было бы поехать без визы (исключая Кипр и Египет, где летом
невыносимо, и Турцию, которую мы всегда традиционно оставляем на "худшие
времена"). Ответ был обнаружен в одном из Интернет-порталов - Узбекистан.
Пятидневный тур Москва - Самарканд - Москва был нам предложен одной из туристических
компаний, которые в Москве профессионально занимаются Узбекистаном. При этом мы
поставили жесткие условия, что сами будем составлять свой маршрут, и не потерпим
вмешательства с чьей-либо стороны. Поначалу мы вообще были недовольны, что пришлось
прибегать к услугам туркомпании, и рассматривали это как неизбежное зло в условиях
ограниченности времени. Но жизнь еще умеет подкидывать нам неожиданности!
Не зря обратились мы в туристическую компанию, благослови ее всевышний. Ибо в
далеком Узбекистане не знаю, как бы мы выжили, не будь всегда рядом с нами автомобиля
и водителя, из которых первый обеспечивал нам быстрое и более или менее безопасное
передвижение, а второй объяснял правила поведения и перемещения по стране. Без
гида в Узбекистане прожить невозможно. Гостиница,
в которую мы поселились, представляла собой классический среднеазиатский дом с
внутренним двориком, каменным резервуаром для поливной воды, виноградными лозами
и деревьями тутовника, с которых при малейшей неосторожности на голову норовила
упасть и разорваться налитая несмываемым соком гроздь ягод. Снаружи этот дом ничем
не напоминал отель, зато был как 2-3 капли воды похож на все окружающие дома -
на улицу выходит только дверь в белой сплошной стене, безо всяких окон и признаков
индивидуальности. Зато, заходя внутрь, посетитель оказывается в просторном дворике
с верандой и несколькими входами в "апартаменты". Мы не стали
считать звездность нашего отеля. Нам хватало того, что санузел хоть со скрипом,
но работал (горячая вода была, но ни разу не пригодилась), а кондиционер ночью
обдувал нас в меру прохладным воздухом, испуская при этом истошные, несвойственные
неживому существу звуки. Завтрак, обед и ужин, как и несколько других приемов
пищи, которые осуществлялись в этом семейном отеле, нам готовили на открытой веранде
непосредственно жена хозяина и ее сестра - вечером за стол присаживался и сам
хозяин. Женщины, которых в доме было больше, чем мы могли ожидать, лакомились
где-то поодаль за ширмой. Мужчина и турист - это два почетных члена узбекской
семьи. Мы не были готовы столько съедать. Привычка к "континентальному
завтраку" в странах Европы сыграла с нами злую шутку: каждый раз мы готовились
съесть все, и еда снова побеждала. В 8 часов утра на столе нас встречали: оладьи,
узбекское молочное блюдо типа творога или простокваши, несколько видов варенья,
виноград, арбуз, груши, салаты, зеленый чай - все в маленьких плошках. В узбекской
кухне принято приносить все постепенно, и в этом кроется подвох, потому что когда
ты считаешь, что уже справился со всеми яствами и готов завершить трапезу, приносят
очередную порцию блюд. Именно так нас вывели из строя в первый вечер нашего пребывания
в Самарканде. Прибыв из аэропорта злые и усталые (узбекские пассажиры ведут себя
по-восточному странно, а узбекские пограничники - по-советски нахально), мы на
вопрос "не хотим ли мы слегка перекусить" злобно прокаркали, что у нас
оплачен полный ужин и мы рассчитываем его немедленно получить. Через
5 минут на столе на веранде появились бесчисленные салаты, какие-то кушанья типа
кукурузных хлопьев, сыр, лепешки и овощи. Все это мы съели и сказали друг другу,
что ужин-то слабоват. Но в эту минуту нам принесли оладьи. С трудом одолев оладьи,
мы обнаружили на столе две лохани жирного бараньего супа с целыми картофелинами
и кусками мяса в пол-барана. Тут наши претензии к ужину стали быстро улетучиваться
- мы попробовали отказаться от супа, но хозяйка с удивлением сообщила, что "вообще-то"
для нас уже готов плов. После чего мы быстро ретировались в номер. Действительно,
едят в Узбекистане много и долго. За обедом принято менять одно за другим 8-10
блюд различной степени сытности, после чего съедать пол-арбуза. Так как мы оплатили
полный пансион, то вынуждены были страдать от обжорства - для москвичей, в будние
дни питающихся на бегу и максимум однажды в день, такие испытания были в новинку.
Кроме того, маниакальное восточное гостеприимство заставляло представителей принимающей
стороны ежедневно выдумывать новые блюда национальной узбекской кухни, которые
мы еще не пробовали, но попробовать должны обязательно. Вот и получалось, что
ели мы суп хаш (его одного хватит на весь день), суп шурпу, лагман (типа густой
лапши с мясом), узбекский жирный плов и манты. Кроме того, как-то раз нам радостно
было сообщено, что в Самарканде готовят 40 видов шашлыков, и все их мы сегодня
вечером продегустируем. В узбекских ресторанах и харчевнях порядок действий
несколько отличается от нашего. Во-первых, никакого меню не существует в природе.
Посетители входят в едальню и заказывают то блюдо, которое здесь готовят и которое
он хотел бы съесть. Он садится за стол, и официант приносит на подносе тарелки
со всевозможной закуской - "живое меню", из которого можно сразу же
выбрать себе то, что приглянулось. В центре стола на блюдо кладутся хлебные лепешки
- ломать их на куски руками должен самый уважаемый человек за столом, обычно это
хозяин. Из напитков единственное, что нам удавалось выпросить у обслуги - минеральная
вода, сами же узбеки довольствуются своим зеленым чаем из пиал. Впрочем, отсутствия
питья с лихвой компенсируется обилием фруктов, которых в августе здесь более чем
достаточно. На третий день мы уже не могли видеть висящие над головой по улицам
гроздьев прозрачно-желтого, налитого солнцем и горячего на ощупь винограда, шелковицы,
пачкающей все на свете при одном прикосновении, дынь и арбузов. Кстати, арбуз
- единственное, что может спасти от 50-градусной полуденной жары в это время года:
с этой целью его на весь день кладут в резервуар с холодной водой, и к следующему
утру он, возможно, станет холодным. Вообще, несмотря на обилие изумительных
достопримечательностей, Узбекистан поразил нас прежде всего жизнью своего народа.
Просто удивительно, насколько здесь переплелись средневековая деспотия, Советский
Союз и современные западные влияния. Люди расхаживают по улицам в тюбетейках,
часто можно видеть и полный комплект национального костюма - а кое-где заметны
девушки в красочных, расшитых золотом головных уборов. Они недавно вышли замуж
и в течение месяца должны одевать ежедневно новое платье и носить специальную
тюбетейку с золотыми гирляндами цепочек. На восточных базарах встречаются колоритные
старики в чалмах и халатах со своими коллегами-ишаками - при таких видах памятник
Ходже Насреддину в Бухаре просто незачем смотреть, когда вокруг столько его живых
воплощений. При всем этом люди свободно разговаривают на русском языке
и страшно сожалеют о распаде Советского Союза. Большинство из них считает своими
любимыми программами "Время", а любимым ведущим - Познера, и не пропускают
ни единой аналитической передачи на крупнейших российских телеканалах. Они уверены,
что Татьяна Миткова одевается просто отлично, а сами при этом считают совершенно
естественным для женщин носить шаровары (в Самарканде и Бухаре мы так и не увидели
ни единой женщины в юбке) и выходить замуж за выкуп по решению родителей.
Создается такое впечатление, что жители Узбекистана с удовольствием воспринимают
иноземные веяния, но живут все равно по старинке. Каждый из встреченных нами людей
обязательно рассказывал, что бывал в Москве, причем знакомство происходило всегда
одинаково: - Вы из Москвы? - Да. - Из самОй Москвы?
Что это значит - этот вопрос? Да, из самОй Москвы, из вот что ни на есть самой.
Мы так и не поняли, почему каждый, без исключения, просит сделать именно это уточнение.
Следующим этапом беседы будут расспросы, в каком именно районе Москвы мы проживаем,
и мучительные попытки вспомнить станции метро, по которым наш собеседник перемещался,
когда был "по делам" в столице России. Москву они все еще считают своим
главным городом. Что неудивительно, если учесть, что привычки и занятия
народа здешних мест мало изменились со времен существования Великого шелкового
пути, когда Самарканд и Бухара были главными центрами посреднической караванной
торговли в Средней Азии. Торговые навыки и необычайная легкость на подъем сохранились
и в нынешних жителях этих городов: им кажется совершенно естественным съездить
за тысячи километров в Эмираты за автомобилем (потому что там он дешевле), или,
закупив товаров в китайском Кашгаре, везти его через три границы в Москву с целью
перепродажи. Большинство граждан республики, как нам сообщили, так и живет, горько
сетуя на развал Советского Союза, из-за которого они вынуждены терпеть поборы
многочисленных таможенных служб различных государств СНГ. Один из наших знакомых
в Узбекистане как-то воздел руки к небу и мученически принялся вспоминать, что
раньше он, бывало, съездит запросто в Петропавловск-Камчатский и обратно, а ныне
ему нужна какая-то "виза-миза". Зато теперь у него появилась возможность
торговать по всему Евразийскому континенту. Где он только не был, наш незабвенный
шофер Тухтамурод Курбанович! В Эмиратах он покупал машину, потом вез ее через
какие-то паромы в Иран, из Ирана в Туркменистан, объехал всю туркменскую границу
в поисках более выгодного пропускного пункта, попутно ночуя, как в средневековье,
в караван-сараях пустыни Кызылкум... На мой вопрос, что интересного он видел в
Китае (я до сих пор не соберусь там побывать), был получен ответ: "Очень
интересно! Там столько товаров! Столько вещей!" Именно благодаря
нашему водителю и его "Дэу" (машина, составляющая не менее 80% общего
автопарка страны) мы попали в Бухару - настоящий средневековый город Центральной
Азии. Еще 80 лет назад в этом городе по приказу эмира Бухарского рубили головы
на главной площади перед крепостью Арк, и противники великого эмира могли только
молить о такой легкой смерти, сидя в полуподвальных камерах, специально наполненных
ядовитыми насекомыми. Осталось непонятным, почему этих насекомых нельзя было перебить
- как комаров перед сном, газетой. А
уникальные торговые купола Бухары по сей день используются по своему прямому назначению
- сегодня в них предлагают немногочисленным туристам старые бухарские монеты,
элементы национального костюма и антикварные серебряные украшения с многочисленными
бренчащими висюльками. Относительно памятников можно без преувеличения
сказать, что Самарканд и Бухара дадут сто очков вперед любому из городов Европы,
и уж точно лидируют по этому показателю среди городов Средней Азии. Чего стоит
хотя бы один мавзолей Исмаила Самани, в котором этот один из многих завоевателей
Бухары был погребен в 10 веке. Старейшее сохранившееся здание Центральной Азии,
мавзолей Саманидов дожил до 21 века, потому что перед нашествием Чингисхана был
предусмотрительно покрыт холмом из песка - как и ряд другим мечетей города. В
те времена только так можно было спасти исторические ценности, тем более от Чингисхана,
который как-то не очень любил городские постройки, предпочитая им пастбища для
своего народа. Мавзолей Саманидов, ставший местом поклонения уже в средневековье,
остается и сегодня реликвией для множества бухарцев. К религии в Узбекистане
вообще специфическое отношение. Шаманизм, древние приметы и зороастрийские обряды
и не думают выветриваться из народного сознания, а женщин в парандже, которых
сколько угодно в любой мусульманской стране мира, в Узбекистане не встретишь.
В сувенирных лавках мы купили вещь, необходимую каждому правоверному мусульманину:
компакт-диск "Netscape Navigator", на оборотной стороне которого были
написаны молитвы из Корана. Для удобства диск снабжен цепочкой, с помощью которой
его вешают в автомобиль - и всевышний доволен, и от полицейских радаров спасает.
Еще одно свидетельство синкретизма верований находится в Самарканде - это мавзолей
святого Даниила, куда ходят поклоняться его гробнице мусульмане, христиане
и иудеи. Все они, кроме того, считают своим долгом исполнить старинную примету,
которая не имеет отношения ни к одной из перечисленных религий - обойти вокруг
растущего на могиле фисташкового дерева. И все же абсолютное большинство
памятников архитектуры в долине реки Зеравшан, где лежат Самарканд и Бухара, относятся
к мусульманской эпохе. Многие из них завораживают своими размерами, но еще больше
- ослепительным сочетанием синего и песочного цветов. После экскурсии по шумному
Самарканду с его комплексом мавзолеев Шах-и-Зинда,
мечетью Биби-ханым, медресе Регистана,
после нескольких часов похода по выжженному солнцем центру Бухары нам стало казаться,
что весь Узбекистан состоит из этих двух цветов - синее небо и желтые отблески
солнца на белых стенах, синие купола и купола из песчаника, росписи мечетей и
брусчатка улиц. И еще пустыня, краешек которой мы видели по пути в Бухару. В пустыне,
на дороге стоят развалины древнего заброшенного караван-сарая - когда-то, в дни
процветания Великого шелкового пути здесь останавливалось на ночлег до 500 верблюдов
со своими хозяевами. Мечети и медресе Самарканда с их неизменными голубыми
куполами и сине-зелеными ажурными росписями являются предметом особой гордости
узбеков. Особенно красочен Регистан - центральная площадь древнего Самарканда,
неизменный объект тысяч фотографий и почтовых открыток. Гигантские памятники славы
средневековой столицы многих государств видны по всему центральному городу, и
нет смысла их даже описывать. Все-таки не зря ЮНЕСКО включило Самарканд и Бухару
в список объектов Всемирного наследия. С именем Тимура связан и городок
Шахрисабз, лежащий в 40 км к югу от Самарканда. Мы не пожалели, что решили съездить
туда - не говоря уже о многочисленных любопытных храмах и мавзолеях в городе,
путь туда пролегает через живописные кишлаки и горный перевал Тахтакарача, где
в небольших харчевнях из висящих под навесом бараньих туш в течение получаса вам
приготовят настоящий шашлык в глиняной печи. Здесь же горные речки и родники используются
местным населением для набора питьевой воды. Вообще, если уж виды и
жизнь людей в городах заставили нас испытать культурный шок, то что говорить о
сельской жизни Узбекистана. По территории республики до сих пор кочуют кибитки
степных народов - казахов и киргизов, зарабатывающих на жизнь выращиванием верблюдов
ради шерсти и молока. Один из таких казахских аулов, стоящих на своем нынешнем
месте не больше 15 лет, мы посетили недалеко от города Каттакурган. Нам обещали,
что на верблюде можно будет посидеть верхом - но выглядели эти звери не слишком
приветливо, и мы рисковать не стали. Тем более что верблюды были одногорбыми -
а на вопрос нашего гида, где же двугорбые корабли пустыни, казах сплюнул и сообщил
по-своему (по-русски он говорил мучительно плохо), что "за ними надо идти".
Кумыс на вкус оказался редкой гадостью - хотя узбеки стали оправдываться, что
он "бодрит в жару". Но мы тактично отказались от предложенной крынки
из опасения провести всю оставшуюся жизнь под присмотром врачей. Уезжая
из гостеприимного Узбекистана, мы поняли, что нигде, ни в одной стране мира мы
столько не смеялись. Добрая, наивная, насквозь провинциальная страна с полным
набором бюрократических несуразностей, самобытных национальных традиций и тысячелетней
историей. Мы рады, что не поехали в Ташкент, где, говорят, и люди одеваются по-европейски,
и дома имеют много этажей, и люди гораздо современнее. А зачем нам современность
- ее и в Москве порядком. Мы приехали смотреть настоящий, старый Узбекистан -
и мы узнали его. И скажу со знанием дела: можно съездить за экзотикой в Юго-Восточную
Азию, Африку или глушь Тибета, но и здесь, у самых рубежей России, этой экзотики
еще надолго хватит. Когда в аэропорту Самарканда мы прощались с нашим
водителем, на его глазах стояли слезы. А лейтенант-таможенник, ставя в паспорт
штамп о вылете, спросил нас: - Вы из Москвы? - Да. - Из самОй
Москвы?.. 2002
год.
©
Copyright Бабаев К.В.
(millona@yandex.ru)
Вернуться
(в Самарканд)
|
|