Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Легенды и Тайны"
Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу у небольшого притока Зерафшана - Сиёбча, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий покой, казалось, оберегают даже птицы. Хранители Мавзолея и местные жители расскажут Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи предложат версию о том, что Даниёр - местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан, но и те, и другие, и третьи сходятся в одном - здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий. Патриарх Алексий II, посетивший Самарканд в 1996 году во время празднования 125-летия Ташкентской Православной Епархии, отметил необычность этого места и даже позволил себе задержаться в нём больше времени, отведённого на Мавзолей Святого Даниила по протоколу. "Очень благостное место" повторял православный владыка, отмеривая шагами древнюю святыню. Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Самаркандцы и не только - множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Ею напиваются, умываются и забирают с собой в пластиковых бутылках - добавлять в питьё, воду для купания и стирки. Исторически воспитанные в духе толерантности и практичные самаркандцы отдают дань уважения всем своим святыням и пользуются их благами. Меж тем, историки, исследователи и туристы вспоминают о том, что в мире существует несколько Мавзолее Святого Даниила, претендующих на официальность (в Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции) и вновь задаются вопросом - так кто же захоронен в самаркандском мавзолее? Версия Первая - Мощи Святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий, Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране - Сузы. Город, однако, не сдавался. Это было невероятно - профессиональная армия великого полководца пыталась, но не могла сломить сопротивление небольшого городка. Анализируя ситуацию, Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниэля, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады, продолжает легенда, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого. Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят. Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей. Иногда можно услышать версию, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого, что вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд землю (тоже именуемую "прахом") с захоронения Святого. Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия (она составляет более 10 метров) - логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден. Однако, ряд византийских источников утверждает, что на момент похода Тимура в Малую Азию, мощи Святого Даниила уже были вывезены в Константинополь (хотя Мавзолей в Сузах остался). Историки также констатируют, что исследованные источники пока не смогли дать однозначную ссылку на события, описанные в этой легенде. Есть также версия, что прах с могилы Святого Даниила привезли в Самарканд ещё в V-VI вв. переселенцы из Мосула (современного Ирака), где находится одно из официальных мест захоронения пророка Даниила. Теоретически, они могли это сделать, но снова - этому нет подтверждений в известных исторических источниках. Версия Вторая - библейский Пророк Даниил… жил и умер в Самарканде Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Версия гласит, что Великий Дарий мог пойти на исключение и назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако, данная версия также не подкреплена историческими источниками. Версия Третья - в Мавзолее лежат останки пророка Табба Эта версия упоминается в "Кандии Малой" (литературно-историческом произведении XVII века), которое ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает сделаться одаренным откровением, тому следует каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре того пророка…" Интересно, что Ходжи Абду-Дарун проживал в Самарканде в IX веке. Если цитирующие его не ошибаются, то Мавзолей Святого появился на берегу самаркандской речушки за 4-5 веков до Тимура. Версия Четвёртая - в Мавзолее лежат останки Даниёла, сподвижника Кусама ибн Аббаса О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Кусам ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев. Эти и другие версии отрабатываются историками и археологами и, возможно, вскоре мир познает историю загадочного Мавзолея. Но пока самаркандская земля хранит свои тайны, у Мавзолея звучат мусульманские, иудейские и христианские молитвы людей, прибывших в Самарканд наполнить свои сердца и души светом святости. См. также: Раздел Достопримечательности ::: Мавзолей Пророка Даниила Раздел Достопримечательности ::: Краткое Жизнеописание Пророка Даниила Статью "Мавзолей пророка Даниила - тайна в истории Самарканда" Раздел Новости Региона ::: В Самарканде написана книга о библейском пророке Данииле
Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Легенды и Тайны" |