Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "История Самарканда"

АБУ-АЛЬ-КАСЫМ ИБН ХАУКАЛЬ

"Книга Путей и Стран" (фрагмент)

Согд.

С восточной стороны к Бухаре непосредственно примыкает Согд, который начинается, если миновать Керминию и Дебусию. Затем идут Арбинджан, Кушания и Самарканд. Все они — города Согда, хотя некоторые утверждают, что Бухара, Кеш и Несеф, составляя округа Согда, находятся в управлении отдельного дивана.

Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру. Нельзя кинуть взгляда на какое-нибудь место без того, чтобы оно не понравилось, или на проезжую дорогу без того, что бы не найти ее прекрасной и вызывающей веселье. Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

В Самарканде имеется крепость и 4 ворот; восточные ворота называются Китайскими и стоят на возвышенности. От них спускаются по многочисленным, идущим вниз ступенькам к Согдийской реке. Западные ворота — Наубехарские — расположены также на возвышенности, северные Бухарские и южные — Большие. Самарканд — город в котором большие базары и, как в крупных городах, ряд кварталов, бань, караван-сараев и домов. В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен. Доходы с земель, расположенных по берегам этого протока, предназначены на его содержание и улучшение. Уход за ним и зимой и летом поручен огнепоклонникам («мугам»), на основании специального договора, согласно которого с них поэтому не взыскивается подушная подать в пользу казны. Соборная мечеть находится в шахристане, пониже цитадели; между ними проходит большая дорога. Вода в шахристане берется из упомянутого протока и садов. В шахристане, в месте, называемом Асфизар, расположены дворцовые здания, возведенные саманидами, наряду с тем дворцом, который находится в цитадели. Шахристан лежит сбоку от рабада на Согдийской реке, которая протекает между ними. Дело в том, что стена этого рабада тянется с противоположного берега Согдийской реки от местности. известной под названием Афшины, мимо ворот Кухек, пока не обойдет Варсанин, затем огибает ворота Фенек, ворота Ривдад, затем тянется до ворот Фаррухшид, дальше до ворот Гадавад и затем снова подходит к реке. Последняя является своего рода рвом для рабада с северной стороны. Размер окружающей рабад стены — два на два фарсаха. Тем не менее тем местом, откуда пользуется водой рабад и где сосредоточены все базары, является «Голова свода». Далее к рабаду подходят базары, улицы и кварталы, а в свободных его местах расположены ровные пространства с замками и садами. За небольшими исключениями нет ни одной улицы и ни одной усадьбы, где бы не было проточной воды, и лишь при немногих домах нет сада. Таким образом, если направить взор в сторону цитадели в городе, то взгляд не различит ее, так она скрыта садами и деревьями, что возле домов и по берегам каналов. Городские базары, караваны-сараи и торговые ряды помещаются в шахристане. Самарканд — центр оросительной системы Мавераннахра и был резиденцией мавераннахрского правителя вплоть до времени Исмаила б. Ахмада (да смилуется над ним Всевышний Аллах!). В стенах рабада нет запирающихся ворот, ни деревянных, ни железных по причине происходивших здесь смут из-за которых правитель приказал снять ворота. Таким образом последние в настоящее время без створок. В их числе ворота Гадавад, Исбаск, Сухашин, Афшины, Кухек, Ривдад и Фаррухшид. Некоторые утверждают, что город построили древние йеменские цари и что будто бы Александр Македонский завершил постройкой часть его. Я видел на его «Больших» воротах железную плиту с какой-то надписью. Самаркандские жители уверяют, что последняя на химьяритском языке и что у них передаются из поколения в поколение сведения о том, что она является сооружением древних йеменских царей и что на ней начертано, что от Сан'а до Самарканда 1000 фарсахов. Это служит доказательством, того, что ее воздвиг строитель Сан'ы и что Сан'а властвовал над Самаркандом. В Самарканде произошел этот (т. е. упомянутый) мятеж, и ворота, на которых была надпись, оказались сожженными. Их заново выстроили из железа Абу-л-Музаффар Мухаммед б. Локман б. Наср-б. Ахмад б. Асад, но надпись эта стерлась.

Почва Самарканда принадлежит к числу самых плодородных и сухих, и если бы не обильные испарения от проточных вод на улицах и в домах жителей и обилие у них тесно растущих деревьев, то излишняя сухость несомненно вредила бы им. Самаркандские здания выстроены из глины и дерева. Жители города считаются красивыми и отличаются чрезмерностью в щедрости и затратах и заботах о себе, в чем они превосходят большинство городов Хорасана, так что и это истощило их средства. Самарканд — средоточие утонченных людей Мавераннахра, и лучшие из них получили воспитание в Самарканде.

Между ближайшими горами и городом ровный переход, если не считать, что к нему непосредственно примыкает небольшая гора, называемая Кухек, подошва которой простирается до самаркандской стены, а размер равен полмили в длину. Из нее добываются камни для городских построек и глина, употребляющаяся для сосудов, а также для мази «нура» и стеклянной посуды. До меня дошли сведения, что в ней имеется серебро и золото, но что разработка их не представляется возможной. Весь город — все дороги и улицы его вымощены камнями. Воды, которыми пользуются жители Самарканда, текут из Согдийской реки. Начало этой реки в горах Буттем позади Саганияна. В систему реки входит похожее на озеро скопление воды по имени Джен, вокруг которого лежат селения. Местность эта известна под названием Ургар Река вытекает из озера между горами и доходит до места, именуемого Варагсер, что значит «голова плотины». Отсюда отходят самаркандские каналы и рустаки, непосредственно примыкающие со стороны Самарканда к западной части долины. Каналы восточной стороны этой долины берут начало против Варагсера в месте, называемом Губар, потому что как раз в этой местности горы расходятся, и показываются земли, на которых возможны посевы и проводка каналов. От Варагсера начинаются каналы Барш, Бармиш и Башмин. Канал Барш тянется мимо Самарканда, и из него вытекают протоки шахристана, садов и селений, примыкающих к нему (шахристану) по всему его протяжению от его начала до конца. Бармиш граничит с этим каналом с южной стороны, и на нем лежат селения вдоль всей его длины на протяжении дневного перехода. Что же касается Башмина, то он проходит южнее Бармиша и орошает многочисленные селения на всем своем протяжении, но кончается он раньше, чем оба упомянутых канала. Наибольшим из них всех является Барш, затем Бармиш; оба они судоходны. От этих каналов ответвляются протоки, число коих весьма велико, так что с помощью их процветают селения и пашни. Пространство от Варагсера до конца рустака, носящего наименование Даргам, имеет 10 фарсахов в длину, при ширине приблизительно от 4 до 1 фарсаха. Расположенные здесь рустаки называются Варагсер, Маймург, Санджарфеган и Даргам. Каналы, вытекающие из Губара, следующие: Иштихан, Синаваб и Бузмаджен. Синаваб проходит сзади Бузмаджена и орошает несколько селений пока не достигает рустака Видар и не проходит, миновав его, до конца округа Иштихан, так что от его начала до конца считается 1 карах, примерно 2 дневных перехода. Бузмаджен лежит ниже Синаваба в направлении к местности, что по соседству с городом, и орошает рустак Бузмаджен. Что же касается до Иштихана, то им начинают пользоваться примерно только в 4 фарсахах от его головы, где он разветвляется на протоки и орошает пространство в 7 фарсахов, прежде чем доходит до г. Иштихана. Затем он орошает этот последний и его рустаки и является самым значительным из вышеупомянутых каналов. Все они первые каналы, отходящие от согдийской реки. С западной стороны ее ближе Самарканда не ответвляется ни один канал. От начала реки до Самарканда расстояние более 20 фарсахов. Приблизительно в 2-х дневных переходах после того, как река оставляет Самарканд, от нее отходит канал известных под названием Кий: во всем Согде нет канала, вдоль которого было бы больше возделанной земли, гуще население, многочисленнее земледельцы, величественнее замки, славнее и укрепленнее селения. Он - сердце Согда, и из него вытекают многочисленные протоки, о которых мне не удалось получить точных сведений. Они орошают пространство более чем в 2 дня пути. Далее от Согдийской реки, по всему её протяжению, ответвляются многочисленные каналы против каждого города и каждого рустака до тех пор, пока река, выйдя из пределов Арбинджана, не достигает Керминии и границ Бухары. От нее же отходят каналы Арбинджана, Дебусии и Керминии пока она не вступает в бухарские пределы. В восточной части этой реки левый ее берег против Самарканда разветвляется, и оттуда берут начало каналы Кебунджакета и местных селений и орошают рустаки Кебунджакет, Марзбан и другие. Часто у одного селения имеются 2 или 3 канала, а для многих селений существует отдельный, проведенный из реки проток, до того, как начинаются каналы Кушании, и река не минует ее в направлении к стенам Бухары. Число этих каналов велико, ввиду того, что на них лежит много се селений. Протяжение реки от Варагсера до границ Бухары, именно до места, где от реки начинаются упомянутые каналы, лежащие внутри стен Бухары, равно 6 дням пути, сплошь проходящего через селения, сады и протоки. Если подняться на. гору и взглянуть с нее на долину Согдийской реки, то видна сплошная зелень, среди которой не заметно ничего, кроме цитадели или замка. Что же касается до пространства вне этой зелени, то это негодные земли или невозделанные, но таких видно немного. В Самарканде есть главный заведующий водоснабжением и люди, специально назначенные для укрепления приходящей в разрушение речной гати, русла реки и ее плотин. В Варагсере есть виноградники и плантации, которые освобождены от поземельного налога, взамен которого на них возложено содержание в порядке этих плотин. После того, как от реки ответвились те каналы, о которых мы упомянули, то из нее же под мостом Джирд у Самаркандских ворот вытекает вода, глубина которой равна нескольким камам. Согдийское дерево сплавляется по реке к Самарканду. Питается эта река летом от таяния снегов в горах Буттем, Ушрусаны и Самарканда. Иногда воды бывает так много, что она поднимается выше дамбы моста Джирд, и жителям Самарканда, по причине ее чрезвычайного обилия, бывает трудно оградить себя от наводнения. Что касается до самаркандских рустаков — то первый из них Бунджикет с одноименным городом, в котором имеется соборная мечеть. Далее к нему примыкает Варагсер с городом того же имени. По соседству с Бунджикетом лежат горы Савадара. В нем нет соборной мечети. Между Савадаром и Варагсером, в местности, примыкающей к Самарканду, расположены рустаки Маймург и Санджарфеган. Ни в том ни в другом не имеется соборной мечети но только есть в рустаке Маймург место, известное под именем Ривдад. В нем было местопребывание самаркандских правителей — ихшидов. Оно представляет собою селение, в котором находятся ихшидские замки. Санджарфеган и Варагсер входили в состав рустака Маймург, но теперь независимы от него. К маймургскому рустаку непосредственно примыкает не имеющий соборной мечети рустак Даргам, а к нему — рустак Абгар, также без соборной мечети. Бунджикет — рустак, изобилующий деревьями и проточными водами. Его урожай миндаля, орехов и проч. превосходит урожаи в других рустаках, хотя он и невелик. Среди всех самаркандских рустаков нет подобного Маймургу по густоте деревьев, обилию селений и замков, близко лежащих друг к другу. Санджарфеган — небольшой рустак, который содержит в себе незначительные селения. Савадар — горная местность, находящаяся к югу от Самарканда. В окрестностях последнего нет ни одного рустака более здорового в климатическом отношении, как более плодородного хлебом, так и лучшего фруктами, чем Савадар. Население его в физическом отношении и по внешнему виду самое здоровое среди жителей прилегающих мест. Рустак этот тянется слишком на 10 фарсахов в длину и относится к числу самых здоровых горных местностей, являясь наиболее культурной среди них, и эта культура не прерывается и не встречает никаких затруднений. В Савадаре есть христианская церковь, где они собираются. Я застал в них христиан, выходцев из Ирака. Они прибыли сюда из-за благоприятного географического положения и из-за здорового климата и уединенности. В нем есть места. где можно остановиться (вакуфы) ; там некоторые из них устраиваются на длительное пребывание. Местность это доминирует над большею частью Согда и носит название Вазкерд. В горах Савадар имеются ущелья, в каждом из которых текут речки к плантациям, расположенным в красивых его теснинах; есть обильная и разнообразная охота, обильные урожаи, всех видов жизненных припасов и возможность пользоваться ими. Рустак Даргам принадлежит к числу самых лучших из упомянутых рустаков в отношении орошаемости посевов. Вывозимый из него виноград считается лучшим, чем во всех других рустаках. Долина Даргама — средний дневной переход. Что касается до рустака Абгар, то он представляет естественно-орошаемую местность, и его селения являются наиболее населенными и более многочисленными, чем в прочих самаркандских рустаках. Достояние жителей составляет окот и богарные земли. До меня дошли сведения, что там один кафиз иногда приносит 100 и более кафизов. В длину Абгар имеет около 2 дневных переходов. Случается, что размер одного селения равен в окружности 2 фарсахам и более. Говорят, что если в Абгаре урожай остается в целости, то его достаточно для всего Согда. Все приведенные выше самаркандские рустаки расположены с южной стороны Согдийской реки. Из северных рустаков — самый верхний — Яркет, находящийся на границе с Ушрусаной. В нем нет соборной мечети. Обильны его естественно орошаемые земли; на них чрезвычайно тучные пастбища. К Ушрусане же непосредственно примыкает и рустак Бурнемед и селения его многочисленны. В нем также нет соборной мечети. Далее к Яpкету вплотную подходит рустам Бузмаджен, со стороны Самарканда, с главным городом Баркет. Он является самым обширным рустаком к северу от Согдийской реки. Наибольшее число его селений тянется от Губара к местности около Самарканда на пространстве в 1 дневной переход. Непосредственно к этому рустаку примыкает Кебунджакет, также сплошь покрытый селениями и растительностью. Главный его город носит то же название. Позади этого рустака находится рустак Видар с одноименным главным городом. Рустак этот плодороден и обилен пашням«. В нем есть и ровные места и горы, богарные и поливные земли и пастбища. Город Видар и многие из селений этого рустака населены арабами из племени Бакр б. Ваиль, известными под именем Суба'ийцев. В Самарканде у них организована взаимная помощь (или «земельная собственность») и имеются странноприимные дома. Они отличаются всем известными добрыми нравами. Я лично узнал из этих нравов немногие, но это немногое указывает на многое. В непосредственном соседстве с этим рустаком находится рустак Марзубана б. Таркасфи, призванного в Ирак в числе других согдийских дихкан. Всего в этой области 6 рустаков к северу от Согдийской реки и столько же к югу.

Что касается до Самаркандских монет, то у жителей в ходу исмаилитские и низкопробные диргемы и динары. Из бухарских монет они пользуются в качестве диргемов т. н. диргемом «мухаммеди», составленным из особого сплава. Упоминание о нем есть в главе о Бухаре.

Иштихан — отдельно стоящий город, очень здоровый и изобилующий окрестными селениями, садами, лугами, местами для прогулок и болотами, поросшими тростником, хотя впрочем весь Согд довольно однообразен в смысле здоровья, плодородия, растительности, плодов и посевов. Исключение составляет Кий. Последний поистине сердце Согда и является самой культурной его частью. В Иштихане имеется цитадель в шахристане и рабад, а также протоки и плантации. Из одного его селения происходил Оджейф б. Анбаса. Там же селения, которые конфисковал Му'тасим. Впоследствии Му'тамид Алаллахи предоставил их в ленное владение Мухаммеду б. Тахиру б. Абдаллаху б. Тахиру.

Кушания — самый цветущий из городов Согда. Он и Иштихан два весьма сходных по величине округа, но только главный город Кушании больше и селения ее крупнее. Но зато границы иштиханских рустаков обширнее, потому, что селения Иштихана находятся сзади. От гор, называемых Саградж, до границ Кушании приблизительно 5 переходов в длину, в ширину же около 1 перехода. Селения Кушании занимают пространство около 2 дней пути в длину, а в ширину примерно один. Обе упомянутых области расположены на север от Согдийской реки. Что до Дебусии и Арбинджана, то оба они находятся к югу от Согдийской реки на большой Хоросанской дороге. В Дебусии нет больших рустаков и вовсе нет селений; область эта меньше, чем Арбинджан. Сердцем согдийских городов является Кушания, жители которой богаче, чем население остальных областей Согда.

977 г.
(использован материал с сайта "Восточная литература")

Hosted by uCoz