Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Легенды и Тайны"

И снова о вскрытии гробницы Тимура:

Мнения и факты

(С) Максим Волченков

Уж и не помню точно, когда посмотрел успевший стать известным фильм "Проклятие Тамерлана", но знаю, что это было довольно давно. Основная идея картины - совпадение момента вскрытия гробницы Тамерлана и начала Великой отечественной войны. Некоторое время назад хотел посвятить этой проблеме статью, но руки дошли только сейчас. Впрочем, лучше поздно, чем никогда.

Фильм "Проклятие Тамерлана" - рассказ известного узбекского оператора Малика Каюмова, народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Спустя долгие годы после тех таинственных событий 1941-го, Каюмов остался единственным участником экспедиции, кто живёт по сей день. Вместе с Маликом Каюмовым, который был тогда ещё совсем молодым, в раскопках гробницы Тимуридов принимали участие выдающиеся учёные: А.А. Семёнов, С. Айни, М.М. Герасимов, Т.Н. Кары-Ниязов.

Напомним, что сам Иосиф Сталин пожелал провести эту экспедицию с целью вскрытия, изучения гробницы и последующего показа добытых экспонатов на выставке, посвящённой эпохе знаменитого Железного Хромца. Именно так прозвали великого среднеазиатского властелина Тимура после того, как его нога была тяжело повреждена. Некоторые историки говорят, что виной тому ранение в бою, другие сетуют на туберкулёз голени.

Будущий великий правитель родился в 1336 году в монгольском племени барлас и, как гласит легенда, волосы его были белы как снег, а в руке откуда-то взялась запёкшаяся кровь. Имя Тимура было на слуху с 1370 года, когда он уже успел добиться завоевательных успехов и покорил области между реками Кашкадарьёй и Зеравшан. Вскоре Тамерлан владел уже огромной территорией: в состав его государства вошли районы рек Амударьи, Сырдарьи и Чирчик. В результате жестоких походов на соседние страны Тимур присоединил Хорезм, потрепал Золотую Орду, Малую Азию, Индию и Иран.

Разгромив Орду, Железный Хромец вывел на первые роли столицу своего государства - Самарканд, который стал важнейшим пунктом караванного пути из Европы. Образовалась могущественная империя: от Арала до Персидского залива, от Индии до Армении. До самой старости совершал Тамерлан походы, в одном из которых, на Китай, и умер в 1405 году.

Долгое время между учёными возникали споры по поводу места захоронения великого правителя древности. Основными "претендентами" стали родное селение Тимура Кеш и Гур-Эмир в Самарканде, где покоились останки сына Тамерлана Шахруха и внука Улугбека. Решено было проводить раскопки в Гур-Эмире.

Раскопки начались не совсем запланированно: 16 июня произошла авария при строительстве близлежащей гостиницы "Интурист", и вода стала заливать гробницу. Нужно срочно было что-то предпринимать, чтобы останки не испортились. В авральном режиме чп удалось нейтрализовать. Вскоре экспедиция вскрыла первый гроб, в воздухе стали витать чудесные запахи: это ароматические вещества вырвались наружу из закрытого саркофага. Тогда же родилась легенда о духе Тимуридов, а точнее, самого Тамерлана.

Останки сына Тимура Шахруха сохранились плохо: время и потоп взяли своё. Кости Улугбека сохранились лучше. Его идентифицировали по тому, что голова была отрублена: именно так казнили внука Тамерлана за то, что он предал веру ради астрономических изысканий.

На гробнице Тамерлана помимо множества его имён было выбито предостережение желающим вскрыть саркофаг. "Нарувший завет Тимура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны", - гласила надпись. Грозные слова остудили пыл исследователей, но всё же было решено открыть гробницу 21 июня 1941 года...

Осуществление вскрытия гроба Тамерлана не заладилось сразу: сломалась лебёдка, погасли прожекторы, дыхание внутри усыпальницы стало тяжёлым. Невольно среди учёных пошли разговоры о проклятии и духе Тимура. В перерыве между работами по вскрытию гробницы к Малику Каюмову подошли старики и поинтересовались, как продвигается дело. Старцы показали оператору книгу, в которой было написано, что, если открыть гроб Тимура, начнётся война. Каюмов обратился к своим старшим товарищам, но ни Айни, ни Семёнов, несмотря на цепочку необъяснимых явлений, в пророчество не поверили, хотя даже в их души, как было сказано выше, закрался страх.

После встречи со стариками гробницу всё-таки вскрыли: бальзамированное тело сохранилось плохо - остались только кости. Человек, лежавший в гробу, был высокого роста, с большой головой. Голень была изувечена, один из спинных позвонков, как у всех Тимуридов, деформирован. У учёных не было теперь сомнений: перед ними лежал Тамерлан!

Радостные, археологи отправились в гостиницу, где следующим утром по радио услышали печальные вести: началась Великая отечественная война. У участников экспедиции был шок, сразу же все вспомнили о таинственных стариках и их книге. Попытались найти - тщетно. Не смогли помочь даже местные жители. Учёным ничего не оставалось, кроме как спешно сворачивать лагерь, брать добытые экземпляры и ехать в Ташкент. Так и поступили.

Через некоторое время Каюмов попал на фронт в качестве военного оператора. Мысль о гробнице и предостережении стариков не давала ему покоя, поэтому он всячески пытался сообщить о таинственных событиях начальству. Удалось встретиться с Жуковым, тот обещал помочь, но, видно, что-то не сложилось. И только после второй встречи полководца и кинооператора дело сдвинулось с мёртвой точки: обо всём узнал Иосиф Сталин.

В известность о необходимости вернуть кости Железного Хромца и его потомков в Гур-Эмир тотчас был поставлен М.М. Герасимов, работавший с останками Тимуридов, воссоздавая внешний вид древней династии. Работы были ускорены и довольно быстро завершены, так что кости были готовы к возвращению в Самарканд. Однако попали туда не сразу, а исчезли на месяц. Поговаривают, что самолёт с прахом Тимуридов летал вдоль линии фронта, предопределив победу русских войск под Сталинградом. Стоит заметить, что подобным образом на тяжёлых участках фронта появлялись чудотворные иконы, после чего успех был на стороне советских войск.

Останки Тимура и его родственников (Шахруха, Улугбека, Мухаммадсултана, Мираншаха) были погребены в Самарканде 20 декабря 1942 года. Советские войска будто бы только этого и ждали, через считанные дни освободив Сталинград. Опять совпадение?

Вполне возможно, так оно и есть, и никакого мистического начала эта история не имеет. По крайней мере, многое в фильме преувеличено, да и субъективная нотка присутствует: всё-таки главный герой "Проклятия Тамерлана" - Малик Каюмов, который мог приукрасить таинственную историю, подогнав некоторые знаковые события под сюжет прекрасной сказки.

Интересна версия Антона Шабашова о том, что организованная Сталиным экспедиция в первую очередь была нужна для того, чтобы отыскать сокровища Тамерлана, которые помогли бы в назревавшей войне против Германии Гитлера. В такой интерпретации "совпадение" вполне логично, а даты раскопок и начала войны примерно должны совпадать.

Приводим цитату Бунича из книги "Золото партии": "Поставленная Сталиным задача концентрации всего золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территориях среднеазиатских республик подобные мероприятия до поры до времени не проводились. Осквернение могил и мавзолеев, по законам ислама, является одним из самых страшных преступлений. А поскольку освободительная война в Средней Азии, вспыхнувшая еще в 20-х годах, бушевала не утихая и была подавлена только к 1939 г., получив романтическое название "борьбы с басмачеством", то у самого Сталина и его сатрапов на местах все-таки хватило ума не давать лишнего повода для раздражения местного населения. Но наступил черед и среднеазиатских святынь. Особенно привлекал алчные взоры номенклатуры величественный мавзолей Тамерлана в Самарканде. По легендам, подтвержденным архивными документами, великий азиатский завоеватель в своих походах награбил сказочные, несметные сокровища, большую часть которых приказал положить с собой в гробницу. В мае 1941 г. большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала восьмидесятилетний Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны. На всякий случай, чтобы перестраховаться, об этом доложили в Москву. Оттуда пришел приказ: Алаева арестовать за распространение ложных и панических слухов, гробницу вскрыть незамедлительно. 19 июня 1941 г. огромная плита из зеленого нефрита, закрывающая саркофаг Тамерлана, была поднята. Сообщение ТАСС об этом событии накануне войны перепечатали многие газеты. Если это и совпадение, то весьма странное."

Говоря о совпадении времени захоронения и "первой" советской победы, Каюмов почему-то забыл про победу в битве за Москву, тем самым подгоняя историю под свой собственный рассказ, придавая ему ореол таинственности.

Таким образом, нельзя слепо доверять фильму "Проклятие Тамерлана", порой разыскивая совпадения и мистические предопределения там, где их может и не быть. Так поступать с историей очень опасно: скоро может получиться, что именно вскрытие гробницы Тамерлана будет считаться причиной Великой отечественной войны. А такой подход губителен для истории. Тем не менее, случай вскрытия гробницы довольно интересен и заслуживает внимания. Смотреть на него можно под разными углами. Главное, ничего не перепутать и не напридумывать того, чего не было и в помине.

(С) К. С. АЙНИ, председатель Литературного фонда Айни.

В 1930-1950 годы в СССР были созданы научные комиссии по вскрытию захоронений исторических лиц для подлинной идентификации их погребений и создания их объективных подлинных портретов. Так, в январе 1939 г. специальная комиссия вскрыла в Софийском соборе в Киеве мраморную гробницу Ярослава Мудрого. В июне 1941 г. специальная правительственная комиссия вскрыла в Гуримире в Самарканде захоронения тимуридов. В августе 1944 г. было вскрыто погребение адмирала Ф. Ф. Ушакова. В 1956 г. в кишлаке Панджруд были произведены раскопки могилы сновоположника таджикско-персидской поэзии Рудаки. В состав этих специальных комиссий включались известные историки, археологии, антропологи, правительственные чиновники.

И в каждую комиссию включался М. М. Герасимов - реконструктор, антрополог, скульптор, историк, консультант всех приведенных выше экспедиций, а главное - автор скульптурных портретов перечисленных исторических лиц. Членами правительственной комиссии по вскрытию захоронений тимуридов были очень солидные, именитые люди - видный ученый Узбекистана, зам.председателя СНК УзССР, руководитель комиссии Т. Н. Кары - Ниязов, выдающийся писатель и историк Садриддин Айни, известный востоковед А. А. Семенов, а также М. М. Герасимов. В киносъемочной группе, снимавшей эту научную экспедицию, находился молодой кинооператор Малик Каюмов. К настоящему времени живым официальным участником вскрытия гробниц тимуридов остался лишь М. Каюмов, который вдруг, спустя 62 года, решил вернуться к событиям тех далеких дней и представить историю в своем мистическом понимании, исказив реальные события. Поскольку нет в живых ни Т. Н. Кары-Ниязова, ни Садриддина Айни, ни А. А. Семенова, ни М. М. Герасимова, М. Каюмов, не опасаясь, представил свои домыслы о вскрытии гробницы Тимура. В 2003 г. был. создан фильм под названием "Проклятие Тимура", включивший кадры, снятые М, Каюмовым, и его вымыслы.

С высоты нынешнею положения Героя Социалистического Труда он как-то фамильярно, с пренебрежением рассказывает в фильме о выдающихся ученых, членах комиссии по вскрытию гробниц тимуридов, их беседах, их восприятии событий того времени, искажая их речь, с легкостью вкладывая в их уста слова на уровне своего лексикона, забыв, что еще живы свидетели тех исторических событий..

Одним из свидетелей был я, сын Садриддина Айни. Отец взял меня с собой, когда вскрывали погребальную камеру в Гур-и эмире. Мне было тогда 15 лет, и я вел дневник, куда подробно записывал интересные происшествия, эпизоды, факты, связанные с отцом. М. Каюмов в фильме рассказывает о трех старцах, которые принесли книгу, где были слова о запрете трогать могилу Тимура, иначе начнется война. По словам М. Каюмова, он якобы прочитал эти слова по-арабски в книге, а потом привел туда Т. Н. Кары-Ниязова, С. Айни и А. А. Семенова. Они якобы посмотрели книгу, и С. Айни, по домыслу М, Каюмова, стал ругать старцев на фарси и выгнал их палкой. В своих записях я нашел этот эпизод, вот его перевод:

"Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война". Все присутствующие воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!". С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел ее и обратился к старцу по-таджикски:

"Уважаемый, вы верите в эту книгу?"
Ответ: "Как же, она ведь начинается именем Аллаха!"
С. Айни: "А что за книга эта, вы знаете?"
Ответ: "Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий".
С. Айни: "Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего "Джангнома" - книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места - мазары. А те слова о могиле Тимурлана - это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Самани, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон, и других, чтобы уберечь захоронений от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".

Книгу взял в руки Т.Н. Кары - Ниязов, внимательно посмотрел её и, в знак согласия, кивнул головой С. Айни. Затем взял в руки Малик Каюмов, которого все гам называли "суратгир" (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а наоборот, по-европейски с лева направо. Поскольку М. Каюмов не знает таджикского языка (фарси), он не понял беседу старцев, разговаривающих по-таджикски, и все исказил с оттенком пренебрежения к присутствовавшим таджикам и таджнкоязычным. Ведь Т. Н. Кары - Ниязов , таджик по национальности, говорил с С. Айни и с А. А. Семеновым по-таджикски.

В своей книге М. М. Герасимов писал, что "одной из основных задач экспедиции являлась документация подлинности вскрытого захоронения Тимура". Известно, что до вскрытия могилы Тимура в Гур-Эмире ученые предполагали, что Тимур был захоронен или в Шахрисабзе, или в Атраре (А. А. Семенов), или в Герате (Т. Н. Кары - Ниязов ), или в Самаркацде (С. Айни). Когда же С. Айни услышал от М. М. Герасимова, что Тимур именно захоронен в Гуримире, он, естественно, был удовлетворен правотой своей научной гипотезы.

В фильме же М. Каюмов рассказывает, что когда М. М. Герасимов после вскрытия гроба Тимура и осмотра останков засвидетельствовал, что это могила именно Тимура, С. Айни якобы начал кричать: "Ура! Я был прав, мое предположение оправдалось". Трудно поверить, чтобы степенный 63-летний ученый, выдающийся писатель, переживший в жизни массу трагических и радостных событий, так публично, торжествующе отреагировал криком перед своими солидными коллегами и очень близкими друзьями. И уж никак он не мог кричать по-русски, когда там его коллеги и большинство участников, кроме съемочной группы, были таджикоязычными. Все свидетельствует о том, что слова М. Каюмова - это не только явная ложь, а тенденциозность по отношению к таджику С. Айни. Особенно это явно в другом эпизоде, рассказанном М. Каюмовым.

Он сообщает в фильме, что вечером 21 июня 1941 г., после вскрытия могилы Тимура, изможденные, возбужденные кинематографисты затемно вернулись в гостиницу, стали обсуждать события дня, слушать радио. И вдруг услышали на английском языке сообщение о начале войны. Вот его слова: "Мы растерялись, вся наша съемочная группа, А Айни, домулло Айни, который погнал этих людей, сидел как мышь и молчал, и даже слова не сказал". В этом рассказе М. Каюмова так много несоответствий, лжи, что просто поражаешься, как можно так несерьезно относиться к историческим событиям.

Во-первых, С. Айни после тяжелого дня поехал со мной, со своим сыном, домой, и уж, конечно, он никак не мог находиться в гостинице со съемочной группой, где он якобы услышал сообщение о начале войны и все увидели его реакцию на это страшное, грозное известие. Во-вторых, как могла съемочная группа услышать по радио о начале войны вечером 21 июня, когда фашисты напали 22 июня в 4 часа утра, а по среднеазиатскому времени это было в 7 часов утра?

Далее, рассказывая о перезахоронении Тимура в феврале 1942 г., М. Каюмов связывает это событие с исторической победой в Сталинградской битве. Исторические события он передает в своей интерпретации, также не соответствующей действительности. Он якобы сообщил самому заместителю Верховного Главнокомандующего генералу армии Г. К. Жукову о пророчестве Тимура и предупредил, что "советские солдаты в армии не побеждают, надо захоронить Тимура". Якобы, по словам М. Каюмова, Г. К. Жуков передал эти слова И. В. Сталину, который туг же отдал приказ о перезахо- ронении Тимура, которое состоялось 20 декабря 1942 г. Это было, как говорится в фильме, накануне Сталинградской битвы.

Обращаясь к зрителям, М. Каюмов заканчивает свой рассказ: "Через два дня после перезахоронения гимуридов мы победили в Сталинграде! И первая победа была в Сталинграде, вот как. Удивительно, как же участник войны забыл самые первые наши победы под Mосквой в декабре 1941 г? И первые победы он перенес в декакабрь 1942г. А истинные исторические события произошли вовсе не в связи с перезахоронением Тимура. Сталинградские события были связаны с тем, боевая мощь Красной Армии в течение лета и осени 1942 года непрерывно возрастала, с сентября начали проводить подготовку контрнаступления с целью полного разгрома врага в Сталинграде. 19 ноября Юго-Западный и Донской фронты перешли в контрнаступление 20 ноября - Сталинградский фронт. Благодаря этим контрнаступлениям было завершено окружением врага в районе Сталинграда. А 16 декабря началось наступление. 25 января 1943 г. советские войска ворвались в в Сталинград, 31 января взяли в плен фельдмаршала Паулюса. 2 февраля была завершена историческая Сталинградская битва. Как в подлинные даты Сталинградской битвы и победы не ответствуют рассказу М. Каюмова.

А что касается останков тимуридов и их захоронения, то в Москве М. М. Герасимов закончил работу "по всестороннему изучению останков тимуридов" 28 октября 1942 г. Затем была создана специальная комиссия которая совершила погребение останков тимуридов 20 декабря 1942 г. Кстати, М. М. Герасимов писал в своей книге, что "все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммад султан, Мираншах), были повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения". Перезахоронение 20 декабря 1942 г. - это было уже их третье погребение.

Итак, основная идея фильма по рассказу Каюмова - это показать, что война началась из-за вскрытия могилы Тимура, а первая победа в Отечестввнной войне была достигнута благодаря захоронению останков Тимура. И если бы Т. Н. Кары - Ниязов , С. Айни, А.А. Семенов поверили старцам, то якобы, может и не было бы войны. А если бы якобы М. Каюмов не предупредил Г. К. Жукова, то не было бы побед на фронте. М. Каюмов все это рассказывал в фильме на уровне своего интеллекта, своего культурного уровня. Российское телевидение уже несколько раз показывала этот фильм "Проклятие Тимура" по каналу "Россия" и частично в передаче "Мусульмане". С сожалением констатирую, что этот мистифицированный фильм смотрят зрители СНГ и зарубежные зрители, которых этот фильм вводит в недопустимое заблуждение.

(С) Андрей МОИСЕЕНКО,
Комсомольская Правда (23 и 25 ноября 2004 года)

Злой дух войны вырвался на свободу

Рано утром 19 июня 1941 года советские археологи вскрывают в Самарканде в древнем мавзолее Гур-Эмир гробницу Тамерлана - жестокого завоевателя. Через двое суток немцы нападают на СССР. Это можно трактовать, как мистическое совпадение. Потом обнаружились другие. Из них и была соткана жуткая по масштабам легенда о проклятии Тамерлана. В свое время о ней узнали Жуков и даже Сталин. И похоже, что отнеслись серьезно.

Легенда гласит, что в гробнице завоевателя был заточен злой дух войны, освобождение которого и навлекло на страну невероятные бедствия. Поэтому нельзя было тревожить захоронение.

Но откуда взялась легенда? Знал ли кто о ней до начала Великой Отечественной войны? Приоткрыл завесу тайны человек, которого до начала нашего расследования считали единственным оставшимся в живых свидетелем тех исторических событий. Это Малик Каюмов - в то время оператор Ташкентской киностудии, прикомандированный к экспедиции. Сейчас Малику Каюмовичу 92 года.

Членов экспедиции тщательно охраняли

- В начале мая 1941 года директор киностудии сообщил, что партия доверила мне заснять для истории весь процесс вскрытия гробниц в Самарканде, - рассказывает Малик Каюмов.

- Почему выбрали вас?

- В 1939 году я сделал фильм о строительстве Большого Ферганского канала, за который в Москве мне дали «Знак Почета». Так в 29 лет я стал известным человеком в республике.

- Партийное задание не испугало?

- Были сомнения, ведь к гробнице Тимуридов у узбеков отношение особое. Сам видел, как люди входят в мавзолей, лишь сняв обувь, хотя никто за этим специально не следил. Молятся, читают Коран и, выходя, никогда не поворачиваются к гробницам спиной. Да и мать, верующая женщина, снявшая паранджу лишь в 1935 году, умоляла отказаться. Мол, вскрывать гробницу - величайший грех. Но я согласился, хотелось оправдать «доверие»...

- В общем, - продолжает Малик Каюмович, - уже 15 мая я отправился в Самарканд - осмотреть «декорации».

- Как отнеслись к «гостям» местные жители?

- Поначалу у Гур-Эмира ежедневно собирались до тысячи человек. Но никто особенно не протестовал. Тем не менее всех членов экспедиции поселили на охраняемой правительственной даче. И лишь мы, сотрудники киногруппы, жили в гостинице «Самарканд».

- Ученые объяснили, зачем понадобилось раскапывать древние захоронения?

- Я не спрашивал. Уверен был, что так надо для науки...

Сталин велел начать не позднее мая

По официальной версии, видные советские ученые - археологи, историки, антропологи - приступили к раскопкам мавзолея Гур-Эмир в рамках празднования 500-летия узбекского поэта Алишера Навои. Предлог был такой: в гробницах Тамерлана и его внука - покровителя ученых Улугбека - якобы лежат неизвестные рукописи поэта. И это странно.

Алишер Навои родился в 1441 году. Тимур - он же Тамерлан - умер за 36 лет до этого великого события, в 1405 году. Улугбек скончался в 1449-м, когда Навои исполнилось всего восемь лет. Иными словами, версия о неизвестных стихах Навои выглядит весьма неубедительно.

И вряд ли поиски литературного наследия пробудили интерес к самаркандской экспедиции лично самого Иосифа Виссарионовича. На документах об организации вскрытия саркофага Тимура, подготовленных специалистами Ленинградского государственного Эрмитажа, рукой вождя написано: «Работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая. И. Сталин».

Почему не позднее? Зачем вождь торопил ученых? Хотел убедиться, действительно ли там лежит Тимур?

Узнать правду можно было, лишь изучив скелет. Известно, что Тимур был сухорук и хромал на правую ногу. Опытный анатом мог определить это по костям. К тому же заодно можно было воссоздать портрет «героя», изображений которого не сохранилось. Известный скульптор Михаил Герасимов, участвовавший во вскрытии мавзолея, позднее написал, что это и было одной из целей экспедиции. Но не самой главной.

Охота за сокровищами и «оружием богов»

В Гур-Эмире могли храниться драгоценности, награбленные в дальних походах. И эти ценности пригодились бы трудовому народу. «Алчной» версии придерживается, например, писатель и историк Игорь Бунич: «Поставленная Сталиным задача концентрации золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территории Средней Азии подобные мероприятия еще не проводились».

Имеет право на существование и совсем уж мистическая версия. В 20 - 30-е годы прошлого столетия советских ученых нередко сильно «заносило». С благословения партии и правительства они ставили эксперименты по скрещиванию человека с обезьяной, искали Гиперборею и загадочное «оружие богов», магические знания в Шамбале и останки инопланетян в месте падения Тунгусского метеорита.

В 1922 году, к примеру, экспедиция, возглавляемая неким Александром Барченко, по заданию Института мозга пыталась разобраться в странной эпидемии: якобы местные саамы - лопари - внезапно впадали в транс чуть ли не целыми деревнями. Говорят, что этими событиями очень интересовался Дзержинский с целью создания психотропного оружия. А еще через три года нарком иностранных дел Георгий Чичерин с подачи того же Барченко подал в ЦК ВКП(б) записку о необходимости поисков на Кольском полуострове артефактов, принадлежащих древним высокоразвитым цивилизациям. В записке упоминалось о заброшенных пирамидах и некоем лучевом оружии.

В этот ряд легко укладывается идея известного археолога Михаила Массона. В 1929 году он подал в Совет народных комиссаров УзССР записку, в которой предлагал организовать вскрытие могилы Тамерлана. К записке прилагал отчет самаркандского инженера М. Ф. Мауэра: «Магнитные наблюдения 1925 года над могилой Тимура подтвердили наличие в ней большого парамагнитного стального тела и других металлических предметов». Не золотых и серебряных украшений, а нечто вроде полых объектов... Чем не повод для вскрытия? Тем более что в Самарканде всегда ходили слухи о таинственном свечении, порой возникающем над гробницей.

Мечта Михаила Массона сбылась через 12 лет. Правда, лишь отчасти.

Странная болезнь начальника экспедиции

Рассказывает Вадим МАССОН, главный научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, сын археолога Михаила Массона:

- Для экспедиции в Гур-Эмире была организована правительственная комиссия, в состав которой вошли зам. председателя СНК УзССР Т. Н. Кара-Ниязов, узбекский писатель Садреддин Айни, ученый-востоковед А. А. Семенов и скульптор-антрополог М. М. Герасимов. С ними приехала группа студентов, молодых ученых и реставраторов. Ходили слухи о сотрудниках НКВД, участвующих в экспедиции, но мне, одиннадцатилетнему пацану, конечно, никто об этом не докладывал.

Первоначально вскрытием должен был руководить мой отец, но внезапно он заболел паратифом - сальмонеллезом - и вынужден был вернуться домой в Ташкент с высокой температурой. Это было странно, поскольку отец болел крайне редко. Раскопки возглавил Кара-Ниязов, типичный партийный функционер.

- Металлические объекты нашли?

- По официальной версии, нет, - отвечает Вадим Михайлович. - Но мой отец почему-то вдруг перестал интересоваться Гур-Эмиром и не любил рассказывать об изысканиях, которыми там ранее занимался. А после его смерти выяснилось, что все свои материалы он сдал в архив при правительстве УзССР, откуда получить их не удалось даже мне, его сыну и историку.

90 пудов нефрита

Однако вернемся к свидетельствам Малика Каюмова.

- Пятого июня, - вспоминает он, - вскрыли гробницу Шахруха, который умер своей смертью и был похоронен в саване по мусульманским обычаям. 17 июня подняли могилу Улугбека - внука Тимура. Известно, что исламские фанатики и отрубили ему голову. Череп и в самом деле был отделен от скелета. На следующий день начали вскрывать могилу самого Тимура. Пришлось повозиться - сверху лежало 90-пудовое надгробие из нефрита. Поднимали его с помощью домкратов. Под ним оказалась мраморная плита. Под ней - еще одна. Потом еще...

Явление трех старцев

Малик Каюмов отпивает чай из пиалы и надолго задумывается.

- Не очень приятно это говорить, но... снимать кинохронику с учеными очень тяжело. Образно говоря, найдут блоху и два часа в лупу ее разглядывают. В общем, пока они изучали эти плиты, я поднимался наверх попить чаю.

- В чайхане, - продолжает Каюмов, - ко мне подошли три старика - самые обычные с виду, в халатах и тюбетейках.

- Сынок, - говорят, - Тимура еще не трогали? Не надо его трогать - война начнется. Это в книге написано.

- В какой книге? - спросил я.

Старики протянули рукописную книгу - тяжелую, в кожаном переплете. Открыта она была примерно в середине прямо на фразе: "Нельзя трогать прах великого Тимура". А дальше были начертаны предупреждения о духе войны и о том, что его нельзя выпускать из гробницы.

Я побежал в мавзолей и рассказал о стариках ученым. Айни, Кара-Ниязов и Семенов поднялись, долго пили с ними чай, спорили. Наконец Садреддин Айни бросил фразу типа: "Что за бред вы несете?" И старики, обидевшись, ушли. А мы вернулись в мавзолей.

И в гробнице погас свет

Мраморных плит на могиле Тамерлана оказалось три. Подняли их только 19 июня. Из-под плит показался массивный деревянный гроб, покрытый немного истлевшей парчой.

- Едва приподняли крышку, - вспоминает кинооператор, - в воздухе запахло чем-то дурманящим. А другие вскрытые гробницы вообще никакого запаха не имели. Мне стало как-то не по себе. И тут внезапно погас свет. За предыдущие три недели раскопок такого ни разу не было.

По словам Каюмова, свет потом столь же внезапно загорелся, как и пропал, только через три часа. Причем экспедиционный электрик так и не понял, в чем было дело.

Пока проверяли электростанцию, ученые вспомнили рассказы Массона о необычных явлениях в Гур-Эмире и послали за ним в гостиницу. Но, оказалось, что он к тому времени уже уехал в Ташкент. До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 48 часов...

Малика Каюмова определили кинооператором на Калининский фронт. Весной 42-го года он встретился с довоенным знакомым, генерал-лейтенантом Порфирием Чанчибадзе, и рассказал ему о предсказании стариков. А тот, в свою очередь, передал рассказ Жукову.

- А осенью того же года, - вспоминает кинооператор, - к нам на фронт приехал Георгий Жуков. Оказалось, что про меня ему рассказал Чанчибадзе. И через несколько дней Жуков пригласил меня к себе в землянку, где очень подробно расспрашивал о тех событиях. Спросил, где сейчас хранится череп Тимура. Я сказал, что его Герасимов увез.

Жуков задумался. А я, набравшись смелости, заметил: "Георгий Константинович, вот бы товарищу Сталину рассказать".

Но генерал уже вставал из-за стола: "Спасибо, ты свободен".

Больше я никогда с ним не встречался, и никто меня об этой истории не расспрашивал.

Неизвестно, насколько сильно подействовала легенда на высшее руководство страны, но согласно официальным документам черепа Тимуридов вернули в Самарканд и перезахоронили 20 декабря 1942 года. Кто-то сможет усмотреть и в этом мистику: не прошло и двух месяцев, как наши войска одержали победу в Сталинградской битве, которая, как пишут в учебниках истории, переломила весь ход войны.

Есть второй свидетель!

Подозреваем, что именно Малик Каюмов стал "неофициальным" автором легенды о проклятии Тамерлана. Позднее он привел ее, правда, в сильно урезанном виде, в своей автобиографичной книге, выпущенной в середине восьмидесятых годов прошлого века. Единственное, в чем себя клял, когда мы беседовали, так это в том, что не догадался заснять на кинопленку саму книгу и тех трех стариков, давших страшное предсказание.

Но кто еще может подтвердить версию, что так действительно все и было? Такой человек нашелся. Это Камал Садреддинович Айни, сын члена правительственной комиссии по вскрытию гробницы Тамерлана писателя Садреддина Айни.

- В 1941 году я был 13-летним подростком, - рассказал мне Камал. - Мы жили в Самарканде, и отец брал меня на раскопки. А я вел дневник, где описывал те события.

Камал Айни со своим отцом. Как раз в те годы парень вел дневник о вскрытии гробницы. И своими глазами видел "загадочную" книгу с предсказаниями о войне.

Не самая старая книга

"Когда все вышли из склепа, - записал в дневнике Камал, - я увидел трех старцев, разговаривавших с отцом, с Семеновым и Кара-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война". Тут старцы воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!"

Отец взял эту книгу, надел очки, внимательно осмотрел ее и обратился к старцу:

- Уважаемый, вы верите в эту книгу?

- Как же, она ведь начинается именем Аллаха!

- А что за книга, вы знаете?

- Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.

На это мой отец ответил: "Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего "Джунгнома" - книга о битвах и поединках, сборник рассказов об исторических и полумифических героях. И эта книга составлена в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой, в главе, где описываются времена Тамерлана. И слова о его могиле - традиционные изречения, которые имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина, и других известных людей. Чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы. Но ради научных целей вскрывать древние могилы можно. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".

- После, - рассказывает Камал Айни, - книга перешла в руки Кара-Ниязова. Он внимательно просмотрел ее и в знак согласия одобрительно кивнул. А потом книгу взял Каюмов, которого все называли "суратгир" - фотограф, и я увидел, что он перелистывает страницы, как в европейских книгах. А ведь "Джунгнома" была написана на фарси, и читать ее следовало с противоположной стороны. Из этого я сделал вывод, что он не вполне владеет языком, на котором мой отец беседовал со стариками, и поэтому не мог хорошо понимать, о чем они говорили.

Случайное совпадение

Итак, два свидетеля подтвердили, что к археологам действительно приходили три старца с книгой и предупреждали. Вот только книга оказалась далеко не древней и не священной. А то, что началась война, просто трагическое совпадение - одно из тех миллионов, которые питали мистику во все времена. И тем не менее во всей этой истории еще хватает загадок. И вопросов. Например, куда делись "металлические объекты"? На них указывали магнитные аномалии, зафиксированные инженером Мауэром еще в 1926 году. Он ошибся? Или до металла просто не добрались, и он до сих пор лежит глубже - под мавзолеем. Но кто сегодня рискнет взять грех на душу и еще раз потревожить гробницу?

Другой вопрос: возили ли останки Тимура самолетом над линией фронта?

Вряд ли, считает писатель, доктор исторических наук Геннадий Исаков. И ссылается на события многовековой давности, тоже связанные с Тамерланом.

Восьмого сентября отмечается православный праздник - Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Согласно летописям в начале осени 1395 года москвичи узнали, что на Русь движутся полчища Тамерлана. И чтобы спасти город, великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, приказал перенести в белокаменную чудотворную икону Божией Матери, хранящуюся во Владимире. Которая, по преданию, была написана еще сподвижником Христа, евангелистом Лукой. И в день, когда икону привезли в Москву, 8 сентября по новому стилю, Тамерлану якобы во сне явилась грозная Богоматерь в окружении огненных воинов и повелела отвести войска от Руси.

И зачем, спрашивается, везти на фронт кости захватчика? Логичнее поскорее избавиться от них. Что в итоге и было сделано.

Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Легенды и Тайны"

 

Hosted by uCoz